ПМЭФ-2023: заводы надеются на профессионалитет. Но он не закроет весь дефицит кадров
Профессионалитет — лучшая за последние годы госпрограмма в сфере среднего образования, признают промышленники. Однако её выпускники не закроют все потребности заводов в кадрах. К тому же преподаватели в колледжах плохо представляют, что требуется от студентов на предприятиях, а учащиеся, получив дипломы, не спешат на производство.
Профессионалитет как панацея
Проблему дефицита кадров в промышленности обсуждали 14 июня на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).
Государство проблему дефицита признаёт и пытается решить. В прошлом году запустило, пока в порядке эксперимента, новую программу среднего профобразования (СПО) на базе колледжей — профессионалитет. Её суть — в более тесной связи с производством. Срок обучения сокращён (с обычных четырёх лет в колледже до двух-трёх на программе профессионалитета), увеличены часы практических занятий на предприятиях.
Сейчас в программе участвует 201 учебное заведение в 68 регионах РФ. В них обучается около 350 тыс. студентов по 17 направлениям, в том числе по специальностям лёгкой и лесной промышленности, машиностроения, судостроения, металлургии и прочим. Предполагается, что до 2028 года миллион студентов получит образование по программам профессионалитета.
Если в 2022 году, до введения профессионалитета, российская промышленность получила 146,1 тыс. специалистов — выпускников с СПО (из них 32 тыс. для оборонной отрасли), то в 2023-м их будет уже 154,9 тыс. (в том числе 34 тыс. в оборонке), а в 2028-м — 873,2 тыс. (191,5 тыс. для ОПК).
Однако имеющегося дефицита это не покроет, говорят эксперты. По данным Санкт-Петербургского союза предпринимателей, только в оборонно-промышленном комплексе страны сейчас не хватает 400 тыс. инженерно-технических специалистов. А Владимир Серебренный, ректор Московского государственного технологического университета «Станкин», отмечает, что к 2030 году потребность в специалистах в станкостроении, по разным оценкам, составит от 16,5 тыс. до 30 тыс. человек.
Оборонка забирает всё
Фото: УВЗ
По данным платформы онлайн-рекрутинга hh.ru, в мае 2023 года число вакансий в производственной сфере выросло на 40% по сравнению с маем 2022-го. Производственная сфера занимает третье место по числу вакансий на рынке: на неё приходится 16% имеющихся вакансий. Больше ищут только сотрудников в продажи (22%) и рабочий персонал (20%).
Спрос драматически отстаёт от предложения: число резюме в производственных отраслях в мае 2023 года упало на 4% против прошлогоднего майского уровня, в апреле было таким же, как год назад, в марте — на 5% больше, чем в марте 2022-го.
Кадры — вечная проблема, но в 2022 году она обострилась из-за СВО, отмечает Антон Войцехович, управляющий директор производителя крупноформатных стеклопакетов «Модерн гласс». Завод пока не запустил на полную мощность новую линию по производству 12-метровых стеклопакетов, так как не набрал сотрудников для работы на ней. Причём их мало набрать, нужно ещё и обучить. «Первая проблема — мобилизация, вторая — оборонные предприятия. Оборонные предприятия пылесосят с рынка всё, что есть. И те деньги, которые они платят, неподъёмны для частного бизнеса», — отмечает Антон Войцехович.
Учат не тому
Фото: КМЗ
Профессионалитет — это «лучшее, что за последнее время было сделано в смысле подготовки кадров», заявил, выступая на ПМЭФ, Андрей Комаров, председатель комитета по среднему профессиональному образованию, обучению и профориентации Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Но чтобы повысить эффективность новой программы, нужны дополнительные меры, уверен он.
Например, с 2023 года действует инвестиционный налоговый вычет при расчёте налога на прибыль для предприятий, которые бесплатно помогают образовательным учреждениям приобрести нужное имущество. Но принятый в прошлом году соответствующий закон — рамочный, он лишь наделяет регионы правом установить собственные законодательные правила на этот счёт, и пока только семь регионов воспользовались этим правом, сетует Андрей Комаров.
«Таких регионов должно быть в несколько раз больше, так как это действенная поддержка: не у всех предприятий достаточно средств, чтобы самостоятельно финансировать подготовку специалистов, кто-то хочет инвестировать совместно с государством», — поясняет он.
Необходимо также стимулировать развитие целевого обучения, при котором предприятия, вложившись в совместные программы с вузами и колледжами, получают на выходе нужных им специалистов, которых принимают на работу. Сейчас, даже окончив учёбу, молодые специалисты стараются устроиться не на завод, а в офис, и заставить их работать по специальности невозможно, говорят промышленники.
В стране в среднем только 2% студентов — целевики, приводит данные Андрей Комаров. Причём если исключить из этой статистики несколько регионов с относительно большой долей целевых студентов (Кемеровская область — 18%, Московская — 10%, Татарстан — 8%), то общая картина будет ещё хуже. «Это крайне низкий уровень. Это говорит о том, что предприятия в долгосрочной перспективе не выстраивают взаимоотношения с работниками, а работник не имеет гарантированного трудоустройства», — считает представитель РСПП.
По его мнению, нужно нарастить число целевиков, а также составлять пятилетние прогнозные планы востребованных на рынке специальностей, чтобы учебные заведения могли на них ориентироваться, а не действовать по своему усмотрению.
Другие эксперты отмечают: тут у предприятий есть риск получить кота в мешке. Во-первых, указывает помощник президента РФ Максим Орешкин, в таком случае колледж будет отвечать не столько за качество подготовки, сколько за количество выпускников определённых специальностей. К тому же прогноз не застрахован от ошибок.
«Руководитель колледжа скажет: в прогнозе было одно, в жизни оказалось другое — мы не попали в рынок труда. Должна быть ответственность на уровне каждого колледжа, он должен контактировать с работодателями, понимать, что происходит на рынке труда в регионе, где он находится, чтобы готовить качественных специалистов и достигать более высоких показателей занятости выпускников», — говорит Максим Орешкин.
Во-вторых, мало добавить в программу нужные специальности, надо ещё найти квалифицированных преподавателей. А с этим сейчас большие проблемы: педагоги колледжей и вузов очень оторваны от заводов и фабрик и не знают тонкостей производственных процессов. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов признаёт проблему: «У нас нет программы подготовки мастеров профессионального обучения в сфере колледжей. Сейчас мы впервые создаём два крупнейших федеральных центра — в Калуге и в Нижнем Новгороде — для подготовки в том числе таких кадров».
Центры начнут работать 1 сентября 2023 года.
За кадрами следят со школы
Фото: rodnyegoroda.ru
Не все готовы ждать, когда эти кадры появятся в колледжах. Некоторые готовят их сами. Например, как рассказал Сергей Саратов, начальник департамента управления персоналом ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), такой опыт есть у железнодорожников. «Большая проблема — найти мастера, который бы рассказывал, что реально требуется сейчас на производстве. Мы отобрали около 400 преподавателей, и все они прошли стажировку на наших предприятиях. Эффект поразительный: 90% изменили подход к преподаванию, и качество преподавания стало выше». Кроме того, РЖД доплачивает по 400 рублей в месяц к стипендии всем студентам профессионалитета, которые учатся на нужных предприятию специальностях.
Некоторые предприятия отслеживают сообразительных ребят со школьной скамьи, потом помогают им поступить в колледжи и вузы, поддерживают во время обучения — и в результате получают высококлассных мотивированных специалистов. Например, такую систему давно использует «Газпром нефть», развивая несколько специальных программ. Одна из них — «Умножая таланты», интеллектуальные состязания для старшеклассников. Победители и призёры этих соревнований получают дополнительные баллы к ЕГЭ и преференции при поступлении в вузы-партнёры «Газпром нефти». Кроме того, компания проводит во всех регионах, где есть её предприятия, тематические олимпиады для школьников, научные конференции для студентов.
Но такие программы доступны только для наиболее состоятельных компаний, остальным приходится рассчитывать на те кадры, которые предложит им система образования.