24 декабря 2024 13:04
читать 18 минут

Плагиат по закону: обратный инжиниринг хотят сделать легальным

Власти пытаются легализовать применение неоригинальных запчастей к импортному оборудованию в промышленности. А производители и юристы заявляют о рисках копирования зарубежных разработок.

Вопрос легализации использования в импортном оборудовании неоригинальных запасных частей, изготовленных в России методом обратного инжиниринга, обсудили на заседании профильного Экспертного совета при Комитете Госдумы по промышленности и торговле 17 декабря.

С одной стороны, правительство всячески стимулирует заводы заниматься локализацией запчастей и оборудования, чтобы заместить критически важные позиции. С другой - эта деятельность все еще остается в «серой» зоне – изготовители, как и заказчики неоригинальных компонентов могут столкнуться с рисками в будущем.

Об этой проблеме говорили и на заседании, посвященном ситуации в отрасли специализированного машиностроения, которое прошло 2 декабря в Торгово-промышленной палате РФ.

«Мы занимаемся реинжинирингом и не совсем понимаем, что будет дальше. СВО закончится, и иностранные производители вернутся к нам уже в легальном поле. Не получится ли так, что сейчас мы занимаемся реинжинирингом, помогая нашим производителям , а потом останемся один на один с многомиллионными исками по авторским правам?» - заявил в ходе встречи финансовый директор ООО «ОК-инжиниринг» (производит оборудование для мясопереработки) Антон Томаров.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Обратный инжиниринг или реверс-инжиниринг — это процесс разработки конструкторской документации (КД) изделия на основе имеющегося образца. То есть КД не разрабатывается с нуля, а восстанавливается по готовому изделию – по принципу «разобрать, изучить и сделать такое же».

Новая деталь «с пробегом»

Работа в области обратного инжиниринга активизировалась в 2022 году, когда из-за введения санкций осложнились поставки иностранного оборудования и комплектующих в Россию. Российским заказчикам пришлось закупать необходимые компоненты и запчасти к импортной технике с помощью параллельного импорта или организовывать выпуск этих изделий на территории РФ методом реинжиниринга.

Несмотря на все успехи импортозамещения, многие вопросы, связанные с эксплуатацией иностранного оборудования, закрыть пока не удалось. Например, одной из «болевых» точек для предприятий нефтегазового комплекса остается работа компрессорного оборудования. Об этом Mashnews рассказал председатель Совета главных механиков нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий РФ и стран СНГ Игорь Бабенко.

«За последние 30 лет в страну было завезено порядка 17 тысяч компрессоров. Теперь их нужно обслуживать, но далеко не все запчасти к ним у нас есть. Понятно, что если срок службы изделия выходит, то такую машину проще заменить на российский аналог, чем ремонтировать в нынешних условиях. Но если оборудование новое или установлено всего несколько лет назад – его же не выбросишь, это очень дорого. Да и физически невозможно одномоментно заместить весь импорт. Значит, нужно искать выход – в том числе, изготавливая ЗИП (запасные части, инструменты и принадлежности – прим. ред.) для действующих компрессоров внутри страны», - пояснил эксперт.

По его словам, во многих направлениях реинжиниринга отечественные специалисты добились впечатляющих результатов – например, подшипники на магнитном подвесе научились делать не хуже, чем французы и японцы. Более того, при изготовлении аналога в оборудование зачастую закладываются улучшенные характеристики.  Но бывают и случаи слепого копирования, когда недостатки заменяемых импортных деталей переносятся на новые изделия.

«То есть завод берет какую-то деталь, которая уже отслужила свой срок, и изготавливает новое изделие один в один, не учитывая его износ. В итоге заказчик получает новую запчасть, но с геометрией изношенного изделия. Завод-изготовитель вроде бы не виноват – он сделал то, что сказал ему заказчик. Вопрос скорее в компетентности специалистов, которые формируют техзадание», - говорит Игорь Бабенко.

Также, по его словам, российские заводы сталкиваются с «псевдо-импортозамещением». Речь идет об оборудовании, которое по документам – отечественное, но по факту является чистым импортом. «То есть комплектующие привезли откуда-то из-за рубежа, а здесь собрали и сделали паспорт. Это никак не назовешь локализацией производства», - подчеркнул Бабенко.

Заводы дублируют копии

Проблема, которая затрудняет работу как изготовителей, так и покупателей оборудования – это недостаток информации об опыте импортозамещения. В стране много предприятий, которые занимаются реинжинирингом, но нет общей базы данных.

«Скажем, один завод разработал и изготовил какой-то ЗИП на определенный вид компрессора, и другим предприятиям уже не надо повторять эту работу, заново разрабатывать чертежи и т.д. Но они дублируют друг друга, потому что не знают о том, чем занимаются их коллеги. Как результат – лишняя трата времени и усилий. Плюс происходит распыление заказов, что приводит к малой загрузке конкретных предприятий, и как следствие, к более высокой стоимости на единицу изделия», - пояснил Игорь Бабенко.  

Создание единой площадки, где аккумулировалась бы информация обо всех существующих разработках, помогло бы заказчику быстро выбрать исполнителя, который уже имеет соответствующий опыт. А завод таким образом имел бы гарантированный заказ на освоенные изделия.  

Другое дело, что покупателю всегда нужны референции – доказательства того, что данное оборудование уже где-то использовалось и хорошо себя проявило.

«А откуда их взять, если это новое изделие, изготовленное по аналогии с западным, с теми же характеристиками, но пока еще нигде не работавшее? Не будет же завод под каждый вид оборудования строить собственный полигон и там десять лет его испытывать. Это никому не нужно. Заказчики должны сами брать и внедрять эти разработки – именно так будет формироваться опыт эксплуатации. Поэтому здесь нужен некий симбиоз между производителями, потребителями и государством – только тогда будет рост в этом направлении», - подытожил Игорь Бабенко.

В гармонии с законом

Власти, в свою очередь, разрабатывают и запускают меры поддержки обратного инжиниринга. Так, по данным Минпромторга России, в рамках грантовой программы, реализуемой Агентством по технологическому развитию, было поддержано около 350 проектов.

«Грантовая программа действует уже более 2,5 лет и сейчас находится в активной фазе, когда поддержанные в 2022 году проекты переходят в серийное производство. На сегодняшний день 72 грантовых проекта перешли в стадию организации серийного производства, еще по 71 идет подготовка к запуску. В ближайшие годы этот процесс продолжит набирать обороты», - сообщили Mashnews в пресс-службе Минпромторга.

Как отметил первый вице-президент Союза машиностроителей России, председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев, особенно актуальна тема реверс-инжиниринга для автопрома, судостроительной промышленности, энергетического машиностроения и станкостроения.

«Этому будет уделяться повышенное внимание, поскольку существующие сложности с финансовыми транзакциями, длительные платежи и не всегда обязательное исполнение договоренностей стимулируют нас на трансфер технологий с разработкой конструкторской документации. И это, помимо решения задач текущего дня, формирует хорошую базу для развития уже собственных поисковых работ и совершенствования того оборудования, для которого необходимо приобретать запчасти», - пояснил Владимир Гутенев Mashnews по итогам заседания профильного Экспертного совета при Комитете Госдумы по промышленности и торговле.

В том числе, законодателям предстоит гармонизировать действующие требования к использованию неоригинальных запасных частей для импортного оборудования, произведенных методом обратного инжиниринга на российских предприятиях.

Однако сформулированные рекомендации экспертов пока не озвучиваются – по словам Владимира Гутенева, сначала они будут обсуждаться профессиональным сообществом в разных отраслях. После этого должны быть выработаны конкретные механизмы применения предложенных мер на практике, чтобы легализовать обратный инжиниринг.

Морального права на претензии нет…

В любом случае, по мнению первого вице-президента «СоюзМаша», отечественным производителям не стоит бояться возможных обвинений в нарушении авторских прав, ведь не Россия первой нарушила договорные обязательства.  

«А если мы примем во внимание те убытки, которые целенаправленно и злонамеренно наносятся нашей экономике с помощью неисполнения таких обязательств, то я думаю, что мы избыточно щепетильны по отношению к негодяям, которые, не скрывая, пытаются подорвать нашу экономику», - заявил Владимир Гутенев.

Игорь Бабенко уверен, что у партнеров, разорвавших сотрудничество по своей инициативе, нет ни морального, ни юридического права предъявлять претензии российской стороне. 

«Кроме того, изготовитель компонентов не ворует интеллектуальную собственность – он же не копирует машину целиком и не продает ее как свою разработку третьим лицам. Обратный инжиниринг – это в основном работа по запасным частям с похожими характеристиками. Но мы бы и без санкций это начали делать когда-то, рано или поздно. И, собственно, такие разработки у нас уже велись, но мы предпочитали покупать западные технологии «под ключ» и соблюдать строгие требования поставщиков», - пояснил председатель Совета главных механиков нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий РФ и стран СНГ.

В Минпромторге подчеркнули, что все проекты, поддержанные грантами Агентства по технологическому развитию, осуществляются строго в соответствии с действующим законодательством и не направлены на нарушение чьих-либо прав. Разрабатываемые комплектующие изделия являются не точными копиями импортных образцов, а их улучшенными аналогами, отметили в пресс-службе министерства.

…но что думают юристы?

Российское законодательство не содержит определения «обратного инжиниринга» («реверс-инжиниринга», «обратного проектирования») и не оперирует этим понятием. Какие-либо специальные нормы, принятые в рамках защиты отечественных правообладателей в связи с «недружественными» действиями отдельных государств, также отсутствуют, отметил адвокат, руководитель дирекции юридической фирмы VEGAS LEX Кирилл Никитин.

«Если исходить из того, что под «обратным инжинирингом» обычно понимают копирование изделий по готовому образцу или воссоздание конструкторской документации, по которой в дальнейшем можно изготовить аналогичное изделие, то наиболее близким к «обратному инжинирингу» институтом является «проведение научного исследования продукта или способа, в которых использованы изобретение или полезная модель, либо научного исследования изделия, в котором использован промышленный образец, либо проведение эксперимента над такими продуктом, способом или изделием» (подп. 2 ст. 1359 ГК РФ)», - пояснил юрист.

По его словам, такое использование не является нарушением исключительного права патентообладателя.

Судебная практика по применению подп. 2 ст. 1359 Гражданского кодекса РФ немногочисленна и не дает однозначного ответа на вопрос, какие действия могут охватываться понятиями «научное исследование» или «эксперимент», и, в частности, может ли научное исследование (эксперимент) быть каким-либо образом связано с производством соответствующего продукта, содержащего интеллектуальную собственность, и/или введением его в оборот. Суды демонстрируют различные подходы при рассмотрении данных дел.

«Несмотря на обозначенную неопределенность, можно с высокой степенью уверенности утверждать, что любые действия, непосредственно связанные с введением в оборот продукта, произведенного в результате обратного инжиниринга (например, производство соответствующей промышленной продукции по заказу или реализация самостоятельно произведенных образцов), если в таком продукте будут использованы объекты интеллектуальной собственности изначального патентообладателя, будут признаны нарушением исключительного права патентообладателя», - говорит Кирилл Никитин.

При этом лицо, осуществившее обратный инжиниринг, не ограничено в получении патента на новое (в т. ч. усовершенствованное) техническое решение, если такое решение соответствует поименованным в ст. ст. 1350–1352 ГК РФ условиям патентоспособности. Вместе с тем, если такое решение будет признано зависимым по отношении к оригинальному (ст. 1358.1 ГК РФ), его правообладатель не сможет использовать его без согласия обладателя оригинального патента, уточнили в VEGAS LEX.

Как отмечают юристы, нынешняя внешнеполитическая ситуация не повлияла на правоприменительные подходы российских судов при разрешении споров в области обратного инжиниринга.

«Даже сейчас статус иностранного правообладателя, в том числе из «недружественных» стран, не относится к декриминализующим основаниям, освобождающим российских субъектов от ответственности. На практике российские суды оказались менее восприимчивы к эмоциональным политико-экономическим триггерам, чем, положа руку на сердце, ожидали большинство специалистов, и иностранные правообладатели продолжают в полном объеме использовать законные инструменты защиты своих прав на территории России», - подчеркнул Кирилл Никитин.

По общему правилу, в случае реализации рисков, связанных с неправомерным применением инструментов обратного инжиниринга, изготовленная продукция с большой долей вероятности будет признана контрафактной, и, в порядке ч. 4 ст. 1252 Гражданского кодекса может быть изъята из оборота и уничтожена без какой бы то ни было компенсации по решению суда, резюмировал руководитель дирекции юридической фирмы VEGAS LEX. В этом случае покупателю такого товара остается только требовать компенсации убытков с продавца.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!