07 октября 2025 09:35
читать 12 минут

Пираты XXI века: сможет ли Европа заблокировать перевозки российской нефти

Евросоюз усилит борьбу с российским «теневым» флотом. До полной блокады судов вряд ли дойдет, но издержки отечественных компаний на этом фоне вырастут, а добыча нефти может упасть.

Страны Евросоюза намерены ужесточить борьбу с морским экспортом нефти из РФ. 30 сентября французские власти задержали в Атлантическом океане нефтяной танкер Boracay, который шел из Ленинградской области через Балтийское море в Индию под флагом Бенина. 2 октября на саммите ЕС в Копенгагене президент Франции Эммануэль Макрон объяснил захват танкера желанием усилить давление на Москву и призвал союзников блокировать суда, на которых перевозится российская нефть. В тот же день на пленарном заседании дискуссионного клуба «Валдай» президент РФ Владимир Путин назвал задержание танкера Boracay пиратством. А 3 октября судно было отпущено и продолжило свой путь по маршруту. При этом 6 октября Дания пообещала усилить контроль за прохождением подсанкционных судов у своих берегов, увеличив количество экологических проверок.

Инциденты с задержкой танкеров, подозреваемых в причастности к «теневому» флоту, вряд ли будут единичными. Напрямую закрыть морской путь для российской нефти европейцы пока не могут, но продолжат всячески препятствовать экспорту, добавляя новых проблем нефтяной промышленности, считают опрошенные Mashnews эксперты.

Цель – не остановить, а напугать

Попытки заблокировать движение российских грузов через Балтийское море начались не вчера. Сначала говорили об экологической опасности судов «теневого» флота из-за их солидного возраста, потом обвиняли в повреждении подводных кабелей энергоснабжения и связи, наконец «приписали» им запуск дронов в чужое воздушное пространство. Проблема в том, что правовых оснований напрямую перекрыть транзит российских грузов по международным и территориальным водам у европейцев нет. Но есть возможность задерживать отдельные суда исходя из индивидуальных обстоятельств – и эта практика, вероятно, будет продолжена, полагают эксперты.

«Европейцы явно ищут предлог для того, чтобы арестовывать танкеры так называемого «теневого» флота и перестать пускать их в Балтийское море. При этом они не запрещают нам перевозить нефть теми судами, которые не находятся под санкциями – но с соблюдением «потолка цен». Этот «потолок» наверняка планируют и дальше снижать. Таким образом, нас хотят заставить, с одной стороны, наполнять мировой рынок сырьем, поскольку и США, и страны Европы являются импортерами нефти и им невыгоден рост цен из-за дефицита, а с другой стороны – добиться того, чтобы РФ меньше зарабатывала», - прокомментировал Mashnews ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

В то же время задержки судов вряд ли приобретут массовый характер – это скорее попытка «напугать» перевозчиков и повысить стоимость фрахта, а значит – издержки нефтяных компаний, считает директор по исследованиям Института энергетики и финансов (ИЭФ) Алексей Белогорьев.

«Я почти уверен, что ни у кого нет реальной задачи массово задерживать суда с российскими грузами. Есть задача создать неблагоприятный фон, запугать, чтобы снизить предложение фрахта, соответственно, увеличить его стоимость и потенциально снизить объем поставок», - пояснил собеседник Mashnews.

Чем рискует «нефтянка»

Новые риски увеличат транспортные издержки поставщиков нефти, при этом переложить возросшие расходы на покупателей не удастся – соответственно, будет падать прибыль продавцов со всеми вытекающими.

«Полагаю, что задержки танкеров приведут к росту дисконта на российскую нефть, увеличению издержек на транспортировку, как следствие, постепенному сокращению добычи в РФ. Можно прогнозировать рост волатильности мировых цен на нефть, особенно при резких ограничениях нефтяных потоков через Балтику», - прокомментировал Mashnews декан факультета финансовой экономики МГИМО, доктор экономических наук, профессор Игбал Гулиев.

У России два ключевых порта на Балтийском море – в Приморске и Усть-Луге Ленинградской области. Через них идет 40-50% отгрузок российской нефти. Если теоретически представить полную блокаду Балтики для РФ, страна может потерять около 40% нефтяного экспорта. Однако, по мнению Алексея Белогорьева, в реальности возможные потери из-за задержек судов не превысят 2-5% от общего объема поставок. В то же время перенаправить это сырье по другим маршрутам не удастся.

«Все, что можно, уже перенаправили. На Дальний Восток невозможно перебросить эти объемы, в Новороссийске своих проблем хватает (помимо военных рисков, там много логистических узких мест), по железной дороге тоже не направишь. Так что, если будут перебои, это прямые потери в экспорте и добыче», - считает директор по исследованиям ИЭФ.

Пустить дополнительные объемы сырья на переработку внутри страны – тоже сомнительная перспектива. Россия и так вывозит больше половины нефтепродуктов – внутреннему рынку излишки просто не нужны. А увеличить производство товаров для экспорта мешают постоянные атаки украинских беспилотников на НПЗ. 

Партнер Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин считает, что, хотя задержки бьют по перевозчикам и растет дисконт, но на добыче и переработке в России это никак не отразится.

«Экспорт в объеме и структуре не изменится, хотя станет еще менее прозрачным. Безусловно, даже декларативный характер таких ограничений (без реальных действий) подтолкнет цены вверх, дисконт же к Urals на время адаптации вырастет», - отметил собеседник Mashnews.

По мнению эксперта, если ЕС и будет формировать какую-то новую правовую практику борьбы с «теневым» флотом, то она будет связана с косвенными критериями и причинами допуска (по технике безопасности и комплайенсу) – экологические критерии, наличие документации и соответствия стандартам, формальные подозрения в нарушении законов, вторичные санкции к более широкому списку контрагентов, связанных с перевозками.

«Для российских компаний это может стать очередной незначительной головной болью – на фоне того давления, с которым они уже столкнулись. Потребуется 2-3 месяца для адаптации, и дисконты и объемы вернутся к текущим уровням», - прогнозирует Дмитрий Касаткин.

Как может ответить Россия

Несмотря на жесткую риторику руководства Евросоюза, эксперты считают полную блокаду судов с российской нефтью невозможной.

«Во-первых, это будет явным нарушением международного морского права, а во-вторых, приведет к серьезной эскалации, потому что, по сути, речь будет идти о военной блокаде, а это уже не экономическая санкция, а форма ведения войны. И, соответственно, Россия может ответить, как минимум, формированием военных конвоев для поддержки прохода судов», - пояснил Алексей Белогорьев.

По его мнению, вряд ли все страны Евросоюза согласовали бы такой шаг.

На практике возможен «точечный» усиленный контроль и арест отдельных судов, а не полная блокада всего маршрута, отметил Игбал Гулиев.

«Вероятность полной блокады Балтийского моря для танкеров крайне низкая из-за отсутствия единой консолидации в ЕС и НАТО, политических рисков, энергозависимости ряда стран ЕС и опасений эскалации напряженности», - уверен декан факультета финансовой экономики МГИМО.

Тем не менее, Россия должна отвечать на враждебные действия, считает Игорь Юшков.

«Можно делать то же самое, что и они – захватывать суда в ответ. Это дикость, конечно, пиратство, но европейцы этого боятся, и такие зеркальные меры могут их остановить», - пояснил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

По мнению Дмитрия Касаткина, Россия будет использовать уже опробованные способы для обхода ограничений ЕС, но с учетом их донастройки и усложнения.

«Где-то дробление, а где-то укрупнение партий, более частая перегрузка с судна на судно в нейтральных водах, собственная страховка, большее число контрагентов из нейтральных и дружественных юрисдикцией», - рассказал партнер Kasatkin Consulting.

Тем не менее, если со стороны Евросоюза и возникнут какие-то действия, связанные с попытками заблокировать перевозки российской нефти через Балтийское море, то они будут носить декларативный характер – только на словах, добавил эксперт.

«Представить себе ситуацию блокады с участием военного флота НАТО – сложно: это эскалация на грани войны, и для этого нужен большой флот и ресурсы, чего у ЕС нет», - резюмировал собеседник Mashnews.

СПРАВКА MASHNEWS

Европейский союз в рамках готовящегося 19-го пакета санкций против РФ собирается добавить в санкционные списки еще 120 танкеров. При этом ЕС готовит юридические основания для задержания минимум 16 танкеров из этих 120, если они окажутся в водах Балтийского моря, под предлогом того, что у них нет четкой национальной принадлежности. Общее число санкционных судов после вступления в силу 19-го пакета ЕС достигнет 568. Это суда, перевозящие сырье из России по ценам рынка, а не по price cap («потолок цен»), который был установлен Евросоюзом и странами G7 (с 3 сентября 2025 года снижен с $60 до $47,6 за баррель). Санкции предусматривают запрет на заход этихх судов в порты ЕС и запрет фирмам ЕС на предоставление им услуг, таких как страхование и заправка топливом.

Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!