19 мая 2025 17:18
читать 8 минут

Петербургский «Завод Электропульт» планирует выпускать силовые установки для водородных поездов

В создание площадки по производству водородного привода (силовая установка, использующая водород в качестве топлива для выработки электроэнергии) предприятие (входит в ГК «Ключевые системы и компоненты») намерено в 2025 г. инвестировать около 500 млн рублей.

Один из видов продукции компании. Иллюстративное фото: «Завод Электропульт».

Запуск производства такого оборудования запланирован на лето 2026 года. Об этом изданию «Ведомости Северо-Запад» рассказал председатель совета директоров компании Тарас Спивак.

По его словам, заявленные средства пойдут на организацию площадки, закупку оборудования, опытно-конструкторские работы. Но основная часть расходов придется на испытательную базу. Планируется, что установку будут использовать на пригородных поездах, работающих на водородном топливе. 

«Конечный продукт – водородный поезд. В целом для отрасли это транспорт, работающий на водородном топливе», – прокомментировал Спивак.

Представитель пресс-службы предприятия пояснил, что «Электропульт» выступит разработчиком и поставщиком энергетической установки на основе топливных ячеек для водородного поезда, в которую входят система хранения водорода и силовая установка на топливных ячейках с протонообменной мембраной. Завод также станет производителем силового оборудования водородного поезда, которое включает в себя тяговый привод и преобразователи.

Речь идет о проекте электропоезда, который будет использоваться на Сахалине. Напомним, что создание инновационного поезда ведется в рамках соглашения АО «РЖД», «Трансмашхолдинга» (ТМХ), «Росатома» и правительства Сахалинской области, подписанного еще в 2019 г. На данный момент проект находится в стадии активной разработки. В презентации РЖД весной 2021 г. стоимость семи поездов для проекта оценивалась в сумму свыше 3 млрд руб., писал РБК.

  • «Завод Электропульт» был создан в 1935 г. в Санкт-Петербурге. На данный момент производство занимает более 40 000 кв. м в Красногвардейском районе. С 2024 г. предприятие входит в ГК «Ключевые системы и компоненты».  По собственным данным компании, портфель заказчиков превышает 400. Основной заказчик предприятия в настоящее время — «Росатом», на который приходится 60% выпускаемой продукции. 30% заказов приходится на предприятия «Газпрома» и «Газпром нефти». В ближайших планах завода — нарастить объемы выпуска продукции для предприятий «Трансмашхолдинга» до 50% от общего объема всей продукции завода.

Сейчас ГК «КСК» на петербургском заводе выпускает генераторы и двигатели для железнодорожного подвижного состава производства ТМХ. В октябре 2024 г. ТМХ презентовал концепцию водородного поезда и сообщил, что первый образец для испытаний появится в 2025 г., регулярные перевозки на пригородных поездах начнутся к 2028 г. Водородный поезд проектируется в двух вариантах – двухвагонный и трехвагонный. Запас хода у двухвагонного поезда составляет 725 км на водороде и 80 на накопителях энергии, у трехвагонного – 435 и 40 соответственно. Максимальная вместимость поезда – от 551 до 875 человек в зависимости от состава.

Концепцию первого в истории отечественного транспортного машиностроения пассажирского поезда на водородных топливных элементах в Южно-Сахалинске представили в октябре 2024 года. Фото: ТМХ. 

Генеральный директор «Завода Элетропульт» Сергей Реботенко рассказал, что в Петербурге часть проекта начала развиваться именно благодаря новому акционеру – ГК «КСК». Московская ГК «КСК» в марте 2024 г. приобрела 73,9% акций петербургского предприятия. По словам Реботенко, за прошлый год в развитие проекта водородного поезда уже было инвестировано около 1 млрд руб. Это средства ТМХ и государственное софинансирование проекта, в котором компании КСК участвуют как подрядчики. «Новый собственник занимается развитием компонентной базы для всей транспортной отрасли. Поэтому мы участвуем и в создании нового водородного привода», – отметил Реботенко. 

Опрошенные «Ведомостями» эксперты обращают внимание, что сроки запуска производства водородного привода синхронизированы с общим проектом по созданию первого в России поезда на водородном топливе. Замгендиректор РЖД Иван Колесников в апреле 2025 г. подтверждал, что первые два поезда на инновационном топливе для Сахалина планируют изготовить уже в следующем году. Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров поясняет, что «Завод Электропульт» встраивается в большой проект как часть ГК «КСК», которая активно сотрудничает с «Трансмашхолдингом».

«Проект уже двигается, запущены полигоны для двигателей, в следующем году представят поезда. Для завода потенциально это большой заказ, так как, очевидно, потребность в обновлении пригородных электропоездов назрела не только на Сахалине», – прокомментировал он.

При этом заведующий кафедрой безопасности РАНХиГС Санкт-Петербург Александр Дмитриев обратил внимание, что в России таких проектов никогда не было, поэтому для создания оборудования для поезда на водородном топливе потребуется большой объем инвестиций, а также формирование новой инфраструктуры для его эксплуатации. С этим могут быть связны сложности при запуске проекта, отмечает он.

Стоит отметить, что сроки запуска поездов на водородном топливе уже сдвигались. Изначально проект планировалось реализовать в 2023 г. Но в 2023 г. стало известно, что начало пассажирских перевозок перенесли на 2025 г., в том числе – из-за ухода из России французского партнера «Росатома». Чтобы организовать на Сахалине производство низкоуглеродного водорода, «Русатом Оверсиз» (входит в «Росатом») договорился о сотрудничестве с французским производителем промышленных газов Air Liquide, но в 2022 г. компания вышла из российских проектов. В госкорпорации тогда сообщили, что отказались «от концепции единого поставщика» и продолжат реализацию проекта самостоятельно «при участии ряда российских и зарубежных партнеров».

Дмитриев также обращает внимание, что помимо всех технических сложностей и высокого объема инвестиций в общий запуск проекта, экономическая эффективность работы двигателя на водороде пока тоже остается под вопросом. «Неоднозначность целей реализации проекта заключается и в том, что предполагаемый положительный эффект для климата обманчив. Дело в том, что при производстве водородных топливных элементов используется значительное количество электроэнергии. Экономический эффект от применения водорода в качестве топлива также не очень высок. В настоящее время имеет место высокая стоимость производства самих топливных элементов, так как водородные батареи содержат платину, являющуюся достаточно дорогим металлом», – отмечает эксперт.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!