Петербургский поставщик «Атомфлота» и «дочки» «Газпрома» сменил владельцев
Из бизнес–группы, специализирующейся на инженерных системах для судостроения и нефтедобычи, вышла компания, поставлявшая оборудование «Атомфлоту», новороссийскому порту и московской «дочке» «Газпрома»
ООО «Кронштадт» поставляло насосное оборудование для судна «Князь Владимир». Фото: Екатерина Лызлова/РИА Новости.
В бизнес–группе сделку предположительно связывают с названием — слово «Кронштадт» в бизнес–кругах ассоциируется с крупным производителем БПЛА, а это вредит отношениям с иностранными партнёрами из–за международных санкций. Участники рынка высказывают версию, что компанию «выводят за скобки» из–за полумиллиардной кредиторской задолженности.
ООО «Кронштадт» сменило хозяина 7 августа. С этого момента компания полностью принадлежит Марии Смысловой, которая и возглавляет её. По данным СПАРК, Мария Смыслова никогда ранее в бизнесе не участвовала.
Занимавший до 7 августа пост генерального директора «Кронштадта» Андрей Зарафьянц не захотел рассказывать о причинах, из–за которых его работодатели продали компанию.
«Всё растёт и меняется — как вовлечённые в работу производственные и офисные площади, так и организационная структура. Юридические изменения в ООО “Кронштадт” не влияют на работу компании и ведение бизнеса», — сказал он.
Представитель бизнес–группы, просивший не называть себя, предположил, что продажа «Кронштадта» связана с полным совпадением названия компании с названием московского АО «Кронштадт», которое занимается проектированием и изготовлением беспилотников.
«Выпускающие военную продукцию компании попали под санкции США и Евросоюза, в связи с чем становится всё сложнее взаимодействовать с иностранными контрагентами, даже если занимаешься поставкой гражданской продукции, но имеешь похожее название», — сказал собеседник газеты.
Сменивший хозяина «Кронштадт» с 2021 года принадлежал Андрею Спирину, Сергею Сухачеву (по 35%) и Андрею Никитину (30%). В таком соотношении этим бизнесменам принадлежат доли ещё трёх компаний: Инжиниринговой компании «Кронштадт», «Кронштадт Машиностроения» и «Канонерского». ООО «Торгово–промышленное объединение “Кронштадт”» принадлежит Андрею Зарафьянцу, который до продажи ООО «Кронштадт» возглавлял все пять компаний бизнес–группы. В названиях трёх компаний содержится слово «Кронштадт», но имя только одной, проданной 7 августа, состоит из этого слова целиком.
Все компании бизнес–группы занимаются комплексными проектами по проектировке и монтажу инженерных систем. Это противопожарное, насосное и другое оборудование для судостроения, портовой инфраструктуры, предприятий металлургии и нефтегазового комплекса. Большая часть оборудования, которое компании группы «Кронштадт» поставляют заказчикам, изготовлена за рубежом. В конце июля одна из компаний группы поставила комплект оборудования для обеспечения пожарной безопасности производства на новый филиал изготовителя алюминиевых крышек и банок «Арнест Упаковочные Решения» в Ульяновске. В феврале группа «Кронштадт» поставила сильфонное компенсаторное оборудование для АО «Вакууммаш», производителя промышленных вакуумных насосов. Среди заказчиков группы «Кронштадт» — Северное морское пароходство и ФГУП «Атомфлот».
Чем занимается проданное в начале августа ООО «Кронштадт», сказать трудно — уже несколько лет компания не участвует в госзакупках и арбитражных спорах. Последние сведения о ней на портале госзакупок датируются 2019 годом — тогда «Кронштадт» участвовал в контрактах по поставкам насосного оборудования для судна «Князь Владимир» (ООО «Черноморские круизы»), дейдвудного оборудования для «Атомфлота» и вентиляционного оборудования для ООО «Газпром Трансгаз Москва». В 2021 и 2022 годах «Кронштадт» судился в арбитраже с ООО «Транснефть–Восток» и с тем же «Атомфлотом» — один процесс выиграл, второй закончил мировым соглашением.
С финансовой точки зрения «Кронштадт» — самая маленькая часть бизнес–группы. Суммарная выручка компаний группы за 2023 год составила, по данным СПАРК, 260,1 млн рублей, из которых на ООО «Кронштадт» приходятся 212 тыс. Доход «Кронштадта» за прошлый год составил 41,5 млн рублей, а кредиторская задолженность — 462,2 млн.
По мнению первого заместителя генерального директора ООО «Морские комплексные системы» (МКС, производит оборудование для гражданского и военного судостроения) Льва Засыпко, сегодня перспективнее развивать собственный машиностроительный бизнес, чем приобретать компании, торгующие импортным оборудованием.
«Развивать машиностроительный бизнес — более затратное дело, чем покупать оборудование за рубежом. Однако в текущих условиях я бы смотрел на организацию реинжиниринга и перспективы выпуска наиболее востребованных в России образцов противопожарного и насосного оборудования, а не на покупку компании, которая такое оборудование импортирует. В условиях реализации требований 719–го постановления правительства “О подтверждении производства российской промышленной продукции” упомянутое выше оборудование может использоваться только в ходе ремонтов — его нельзя поставлять по госконтрактам. Так что я бы не рассматривал покупку подобной организации как серьёзную инвестицию, на мой взгляд, такой бизнес уже агонизирует», — говорит руководитель МКС.
Владелец ООО «Ленинградский завод точного машиностроения» (ЛЗТМ, производит дизельные и газотурбинные электростанции) Валерий Азарко не стал бы приобретать ООО «Кронштадт».
«Такую компанию я бы точно не приобрёл. Думаю, её пытаются сейчас вывести за скобки, поскольку на ней повисла кредиторская задолженность почти на полмиллиарда рублей. И не удивлюсь, если её новая хозяйка — по сути номинальное лицо», — полагает владелец Ленинградского завода точного машиностроения.
ООО «Кронштадт» зарегистрировано в Петербурге в 2000 году. С 7 августа компания полностью принадлежит Марии Смысловой, она же занимает пост генерального директора. По данным СПАРК, в 2023 году доход «Кронштадта» составил 41,5 млн рублей, выручка от продаж — 212 тыс. Ранее компания принадлежала Андрею Спирину, Сергею Сухачеву (по 35%) и Андрею Никитину (30%), владеющим в таком же соотношении долями ещё трёх компаний, образующих вместе с принадлежащим их генеральному директору Андрею Зарафьянцу ООО «ТПО «Кронштадт»» бизнес–группу «Кронштадт». Все компании группы занимаются поставками в основном противопожарного и насосного оборудования.