Петербургский намыв создаёт угрозу наводнений — КЗС
За 10 лет эксплуатации комплекса защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений накопился опыт, позволяющий сделать выводы о работе дамбы и безопасности города. Увеличение площади намывных территорий создаёт угрозу наводнения, если нагонная волна Балтики будет идти больше 48 часов. Директор по эксплуатации КЗС Александр Злобин поделился с MASHNEWS своим мнением о полученном в ходе эксплуатации комплекса опыте.
С 2011 года дамба предотвратила 27 наводнений, одно из которых могло войти в четвёрку самых значительных за всю историю Петербурга, с уровнем подъёма воды почти до трёх метров выше ординара. Шторм св. Патрика обрушился на город в декабре 2011 года, буквально через несколько месяцев после запуска КЗС в строй. И в этом конкретном случае стихия помогла проверить оборудование комплекса под нагрузкой, что дало определённый опыт.
Александр Злобин сообщил, что и в то декабрьское наводнение, как и во все последующие, он находился на КЗС. Сила ветра и высота волн в течение нескольких дней создали очень серьёзную динамическую нагрузку на все сооружения дамбы, что привело к принятию решений по усовершенствованию отдельных компонентов комплекса. Но также пришлось сделать и неутешительные выводы:
«При закрытых затворах КЗС Невская губа начинает заполняться стоком Невы, поднимается уровень воды в устье реки, в Санкт–Петербурге. У нас был опыт – 41 час закрытия. Проектное время – до 48 часов. Поэтому у меня есть субъективное мнение о насыпных территориях в дельте Невы. Они снижают эффективность работы комплекса защитных сооружений«, — подчеркнул Александр Злобин.
Скоростная автодорога, проходящая по гребню защитных дамб. ФОТО – пресс-служба ФКП «Дирекция КЗС Санкт–Петербурга»
Специалист отметил, что при уменьшении площади акватории Невской губы увеличивается скорость её заполнения водой, а при закрытии затворов дамбы — более стремительно растёт уровень воды в городе. И если нагонная волна Балтики будет идти больше 48 часов — есть риск получить полноценное наводнение, подтопление водами Невы.
«Когда проектировался комплекс, была научно обоснована оптимальная площадь акватории Невской губы, а создание в ней насыпных и намывных территории признано нецелесообразным», — резюмировал собеседник MASHNEWS.
СПРАВКА MASHNEWS:
Впервые идею создания дамбы в Финском заливе в виде каменной стены с водосбросом и камерным шлюзом для судов предложил в начале XIX века французский инженер Пьер-Доминик Базен, принятый на службу Александром I. Проектирование современного комплекса защитных сооружений города на Неве закончили к 1979 году. Первые земляные работы начаты в 1980-м. Полностью строительство КЗС завершили в 2011 году.