Петербургский «КлеверПарк» планирует значительно нарастить производство парковочного оборудования
В 2024 году компания произвела 629 единиц парковочного оборудования. По сравнению с 2023 годом, когда было выпущено 198 единиц, объем производства увеличился в три раза.

Иллюстративное изображение: «КлеверПарк».
Компания выпускает комплексную автоматизированную систему управления парковками для торговых и бизнес-центров, а также для жилых комплексов. Система регулирует въезд автомобилей на парковку, оплату стоянки и выезд.
В нее входят стойка въезда, автоматическая касса оплаты и стойка выезда. В 2024 г. производитель начал выпускать скоростные шлагбаумы, а в 2025 г. – табло свободных мест (электронное табло для указания количества свободных мест на парковке) и светофоры. Кроме того, с прошлого года компания начала брать парковочные пространства под собственное управление. На данный момент в ее управлении находится около 3000 парковочных мест в торговых центрах Москвы.
Заместитель генерального директора по работе с ключевыми клиентами «КлеверПарк» Олег Ребеза рассказал изданию «Ведомости Северо-Запад», что увеличение фактических показателей за 2023-2024 гг. было связано как с растущим спросом из-за развития парковочных пространств в крупных городах, так и с импортозамещением. Ряд зарубежных компаний, выпускающих аналогичное оборудование, на фоне геополитической ситуации ушли с рынка РФ. Среди них Scheidt & Bachmann (Германия), Skidata (Австрия), немецкая Designa (Германия), Green Center (Чехия) и др.
Основная доля государственного заказа компании приходится на ГКУ «Центр управления парковками Санкт-Петербурга». По словам Ребезы, порядка 70-80% плоскостных парковок закрытого типа, находящихся в ведении Центра, оснащены системами, выпускаемыми или модернизированными «КлеверПарк». Кроме того, компания работает с Администратором Московского парковочного пространства (ГКУ АМПП), в ведении которого находятся все городские и перехватывающие парковки столицы (оборудованием петербургского производителя оснащена одна перехватывающая парковка у станции метро Черкизовская, которая работает в тестовом режиме).
Автоматизация паркинга аэропорта в Казани. Фото: «КлеверПарк».
Всего оборудование производителя установлено в 35 регионах РФ и странах СНГ: Киргизии, Казахстане, Абхазии. Среди наиболее крупных проектов – автоматизация паркинга всесезонного курорта «Игора» в Ленобласти и автоматизация парковочного пространства в Международном аэропорту Владивостока (проект будет завершен к концу лета).
По словам Ребезы, уровень локализации производимого оборудования составляет около 80%. Однако компания вынуждена использовать иностранные компоненты, аналогов которых в РФ не выпускают.
«Это промышленный мини-компьютер Raspberry из Китая, который нельзя заменить на отечественный аналог из-за отсутствия таковых. IP-камера из Китая для установки в корпуса стоек и касс — российских аналогов с таким же соотношением цены и качества нет, а также итальянский термопринтер для печати въездных талонов — его аналоги не обладают необходимой скоростью печати и качеством печати».
В компании не назвали среднюю стоимость парковочного комплекса, отметив, что каждый проект рассчитывается индивидуально в зависимости от потребностей заказчика.
Опрошенные изданием эксперты полагают, что увеличение объемов производства парковочного оборудования будет востребовано с учетом развития зон платных парковок в российских регионах.
«Востребованность парковочного оборудования будет расти, поскольку зоны платных парковок в России расширяются, а автопарк растет. В целом мы не придем к такому варианту как, например, в Дубае, где каждый жилой дом должен иметь количество парковочных мест, соответствующих как минимум количеству квартир. Но потенциально российский рынок парковочных мест в перспективе может вырасти не менее чем в 10 раз», – отметил генеральный директор «Infoline.Аналитики» Михаил Бурмистров.
Заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт-Петербурге Александр Дмитриев тоже говорит, что востребованность парковочного оборудования в Санкт-Петербурге обусловлена дефицитом парковочных мест, особенно в жилых районах и центре города.
«Расширяется количество торговых центров, отелей, объектов транспортной инфраструктуры и других мест скопления автомобилей. Кроме того, наличие зоны платной парковки в центре города подразумевает спрос на оборудование для автоматизации и контроля доступа».
Несмотря на востребованность парковочного оборудования, наращивание объемов производства в этом сегменте связано и с определенными рисками, считают аналитики. По мнению Дмитриева, они обусловлены необходимостью поставок ряда импортных комплектующих для парковочного оборудования. «Тем не менее, пока идут поставки из Китая, данный риск можно считать незначительным», – подчеркнул он. С другой стороны, независимый эксперт в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев отметил, что необходимость использования ряда импортных компонентов создает риски нестабильности конечной стоимости продукции, поскольку цена закупки разных партий компонентов может отличаться ввиду разных факторов, в том числе курсовой разницы.
Бурмистров полагает, что среди основных рисков можно отметить и относительно высокий уровень конкуренции в этом сегменте. Так, на рынке производства оборудования для парковок работают и другие известны компании, например, «ПаркИТ», «ПрофАйи», «Парктайм» и др. «Большинство игроков находятся в одной ценовой нише. Но у компании есть опыт самостоятельного управления паркингами, а это дает более эффективное понимание себестоимости», – резюмировал он.