Петербургские верфи ОСК переключаются на нового поставщика стальных труб
Три петербургских верфи Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) переключились на другого поставщика стальных труб, полагают участники рынка. Официально информацию подтвердили только на Балтийском заводе – он больше не приобретает трубы у петербургского ООО «Трубная компания “Санеста–Металл”».
О смене поставщика стальных труб для крупнейших петербургских верфей «Деловому Петербургу стало известно от двух независимых участников судостроительного рынка.

В пресс–службе Балтийского завода ДП ответили на запрос о причинах прекращения закупки труб у «Санесты–Металл»: «В настоящее время договор на поставку труб заключен с другой крупной металлургической компанией. Завод заключает договоры по результатам проведения закупочных процедур. Соответственно, новый поставщик смог предложить самые выгодные условия поставки из всех компаний, которые принимали участие в конкурсе». Название нового поставщика труб на Балтийском заводе уточнять не стали, сославшись на коммерческую тайну.
С начала прошлого года ТК «Санеста–Металл», как видно на портале «Электронное правосудие», взыскала с петербургских верфей за неоплаченные поставки 21 млн рублей, хотя общая сумма претензий по соответствующим искам составила 140,5 млн. Только за это время петербургский арбитраж рассмотрел 12 исков «Санесты–Металл», семь из которых на 74,7 млн рублей к Балтийскому заводу, три на 51,4 млн к Невскому ССЗ и два на 14,4 млн к Адмиралтейским верфям. Ни одного спора с верфями поставщик труб не проиграл, в нескольких случаях верфи погасили долги после того, как «Санеста–Металл» обратилась в суд.
Последний иск датируется декабрем 2024 года, последний спорный контракт «Санеста–Металл» подписала с Адмиралтейскими верфями в мае. С тех пор претензии компании к петербургским верфям на портале арбитражных судов отсутствуют, что не означает спада активности ее юристов. С начала 2025 года «Санеста–Металл» адресует претензии верфям из Крыма и Ярославля. Семь исков на 12,6 млн зарегистрированы к крымскому Судостроительному заводу имени Б. Е. Бутомы, три на 2,3 млн — к Ярославскому судостроительному заводу и еще три иска адресованы компаниям, которые строят самолеты.
Трубная компания «Санеста–Металл» работает в Петербурге с 2017 года. Ее основной владелец (37%), он же генеральный директор — Андрей Сарбаев. Остальные доли распределены между тремя частными лицами, при этом только у одного из них, Надежды Гурьяновой (9%), СПАРК показывает дополнительный бизнес (ей принадлежат доли в консалтинговой компании «Пайпсистем Консалтинг», выручившей в 2024 году 59,7 млн рублей).
У «Санесты–Металл» достойные финансовые показатели. По данным СПАРК, последние 5 лет ее выручка не опускается ниже 1,2 млрд рублей, в 2023 году она немного превысила 1,5 млрд. На сайте компании написано, будто у нее есть клиенты в 40 из 85 субъектов Российской Федерации. «Санеста–Металл» — торговая компания, собственного производства у нее нет.
«Санеста–Металл» медийно активна. Компания участвует в отраслевых корпоративных мероприятиях, в частности в мае на 15–й Общероссийской конференции «Стальные трубы: производство и региональный сбыт» ее представитель рассказывал о бесшовных трубах, в том числе из нержавеющих и легированных сталей.
В середине июля нижегородский завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) спустил на воду судно «Николай Жарков» — головной круизный лайнер проекта 00840 «Карелия», который строится для компании «ВодоходЪ». На отраслевом портале «Металлоснабжение и сбыт» посвященную этому новость назвали «Новый проект трубной компании “Санеста–Металл” спустили на воду».
По словам первого заместителя генерального директора ООО «Морские комплексные системы» (МКС, производит судовое комплектующее оборудование) Льва Засыпко, практика, при которой компания — поставщик оборудования получает от верфи деньги за поставленное оборудование только после обращений в суд, уничтожает все основы здоровых деловых отношений.
«Такая практика переводит отношения из категории “партнерство и взаимная выгода” в категорию “вражда и транзакционные издержки”. Для поставщика это прямая дорога к разрыву контракта и отказу от работы с верфью, как только это станет коммерчески возможным. Для верфи — короткий путь к потере надежных партнеров, росту издержек и ухудшению деловой репутации, что в судостроении, крайне зависимом от долгосрочных и сложных цепочек поставок, является стратегической ошибкой«, — полагает руководитель МКС.
Партнер юридический практики консалтинговой компании «Альтхаус» Александр Арбузов отмечает, что такая ситуация является распространенной.
«Как говорят англичане, it depends… В одних случаях заказчики не успевают получить деньги от конечного получателя продукции из–за бюрократии в отрасли и сами являются заложниками ситуации — подрядчики это понимают и отношения не портятся, несмотря на регулярные судебные тяжбы. Еще чаще причиной становится дотошность клиента, который требует полного выполнения контракта, вплоть до мелочей. Это дисциплинирует подрядчиков, хотя и нервирует их. Со временем стороны подстраиваются друг под друга — и оплата идет по плану. Но для некоторых бизнесменов является нормальной практикой “перепроверять” каждый контракт, “прогоняя” его через арбитраж — дескать, пусть в суде установят, что договор реален. С таким контрагентом работать сложно. Правда, если заказчик важный, то и к этой специфике привыкаешь, учитывая, что рано или поздно деньги будут», — говорит эксперт.
СПРАВКА
ООО «Трубная компания “Санеста–Металл”» зарегистрировано в 2017 году в Петербурге. Компания специализируется на поставках стальных труб, указанный в ЕГРЮЛ основной вид деятельности — «торговля оптовая водопроводным и отопительным оборудованием и санитарно–технической арматурой». ТК «Санеста–Металл» принадлежит четырем частным лицам: Андрею Сарбаеву (37%), Евгению Ганопольскому (27%), Кириллу Иголкину (27%) и Надежде Гурьяновой (9%). По данным СПАРК, выручка «Санесты–Металл» от продаж в 2024 году составила 1,2 млрд рублей.