13 ноября 2025 12:49
читать 6 минут

Петербургские предприятия требуют полмиллиарда от Зеленодольского завода имени Горького

46 исков на общую сумму 546,9 млн рублей от петербургских предприятий к Зеленодольскому заводу имени А.М. Горького зарегистрировали суды в 2025 году.

29 исков еще не рассмотрены, их суммарные претензии составляют 407 млн рублей, самые крупные из которых от АО «Заслон» (97,6 млн) и АО «Ситроникс КТ» (82,9 млн), пишет «Деловой Петербург».

АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» входит в судостроительную корпорацию «Ак Барс».

В 17 спорах суды вынесли решения, но не все из них вступили в законную силу. Общая сумма претензий по этим искам составила 139,9 млн, последний спор выиграло АО «ЦМКБ “Алмаз”» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК), взыскавшее с Зеленодольского завода 35,6 млн рублей в двух спорах, решение по одному из которых в середине октября вступило в законную силу.

Содержание одного из споров не разглашается, в другом «Алмаз» взыскал 2 млн процентов за просрочку оплаты за разработку документации для головного корабля проекта 22100 по контракту от 2012 года. Проект 22100 — это пограничные сторожевые корабли 1–го ранга ледового класса ближней и дальней морской зоны.

В ноябре арбитражный суд Республики Татарстан зарегистрировал один иск к Зеленодольскому заводу от петербургской компании - АО «Морские навигационные системы» Александра Кашина требует от него 3,6 млн рублей. Суть претензий по этому иску пока не опубликована.

Ни один из исков к Зеленодольскому заводу петербургские предприятия не проиграли. В первой половине 2025 года татарстанской верфи удавалось прекращать некоторые споры, подписывая мировые соглашения, во втором полугодии такая тенденция не прослеживается.

Суммарная текущая исковая нагрузка Зеленодольского завода, по данным СПАРК, составляет 3,2 млрд рублей. Генеральный директор верфи Александр Филиппов на предложение о комментарии не отреагировал.

У судостроительной корпорации «Ак Барс» в Петербурге четыре дочерние компании, две из которых связаны с известным в судостроительной среде проектировщиком Борисом Рыжовым, а две — с бизнесменом Антоном Селютиным.

Прошлым летом на Петербургском международном экономическом форуме «Ак Барс» подписал соглашение с петербургским ООО «Морские комплексные системы» (МКС, специализируется на производстве судового комплектующего оборудования) о совместном производстве оборудования для рыбофабрик.

Первый заместитель генерального директора ООО «Морские комплексные системы» Лев Засыпко полагает, что настал момент, когда руководство Зеленодольского завода имени А. М. Горького, его контрагенты и заинтересованные государственные органы должны договориться в интересах сохранения этого стратегически важного для страны предприятия.

«Зеленодольский завод имени Горького — это не просто предприятие, это градообразующее ядро, символ промышленной мощи и трудовых традиций Татарстана. Новости о финансовых трудностях и судебных разбирательствах вызывают серьезную озабоченность. Уверен, текущая ситуация — временные трудности, которые можно и нужно преодолеть. Завод обладает колоссальным потенциалом, уникальными компетенциями в судостроении и высококвалифицированным коллективом. Крайне важно найти конструктивное решение, которое позволит заводу продолжить работу, выполнить госзаказ и обеспечить тысячи сотрудников стабильной заработной платой», — говорит руководитель МКС.

Ведущий юрисконсульт военно–промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ, входит в Объединенную судостроительную корпорацию) Александра Бондаренко считает, что Зеленодольскому заводу следует откорректировать отношения с поставщиками.

«Исковые требования в большей мере завод признает, равно как и свои долги. Учитывая, что завод является исполнителем государственных контрактов, которые зачастую не предусматривают авансирование, неудивительно, что он столкнулся с финансовым кризисом. Обычно по таким контрактам окончательный расчет производится только при условии поступления денег от головного заказчика. А за закупку комплектующих нужно платить из своего бюджета. Мы с такой проблемой сталкиваемся и в своей деятельности. Зеленодольскому заводу стоит попробовать согласовать с поставщиками рассрочку по оплате поставленного товара еще на этапе претензионной работы, где это возможно, не дожидаясь передачи дела в суд, чтобы снизить исковую нагрузку. И по возможности заключать контракты, предусматривающие аванс», — полагает эксперт.

СПРАВКА

Непубличное акционерное общество «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» зарегистрировано в 2003 году в Зеленодольске. По данным СПАРК с актуализацией на 2019 год, акции компании распределены между АО «Холдинговая корпорация “Ак Барс”» (6,09%) и Минземимущества Республики Татарстан (25%). Более свежие данные и финансовые результаты компания не публикует, уставный капитал составляет 2,9 млрд рублей. Зеленодольский завод имени А.М. Горького входит в судостроительную корпорацию «Ак Барс».

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!