Первую полностью цифровую железнодорожную станцию РЖД запустят в 2026 году
В качестве пилотной площадки выбрали станцию Челябинск-Главный. Там с 2023 года тестируют все новейшие технические и технологические решения.

Челябинск-Главный. Иллюстративное фото: Анатолий Шулепов/Южно-Уральская железная дорога.
В 2025 году завершается большое число строительных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В следующем году мы впервые в истории будем проводить масштабную работу по комплексному запуску сложнейшей системы цифровой станции, рассказал глава компании Олег Белозёров на заседании Научно-технического совета РЖД, посвящённого реализации проекта.
Цифровая железнодорожная станция – это комплекс цифровых решений для организации работы сортировочной станции. Их внедрение позволит автоматизировать и роботизировать две трети работ, которые сегодня выполняют сотрудники станции.
Для реализации проекта разработали 25 программно-аппаратных комплексов и 14 автоматизированных систем. Они будут управлять маневровыми локомотивами, сортировочным процессом, включая сцепку и расцепку вагонов (при помощи роботов), контролировать техническое состояние подвижного состава.
- Система «Автомашинист» позволяет выполнять в автоматическом режиме надвиг состава на сортировочную горку и съезд с неё. Она распознаёт препятствия и останавливает локомотив перед барьерами. Человека в кабине нет, но за работой следит машинист-оператор. Он получает трансляцию изображения с камер локомотива в режиме онлайн.
Иллюстрация: презентация главного инженера направления тяги РЖД Олега Чикиркина на конференции «PRO//Движение.Транспортные системы управления» в начале июня 2025 года. Источник: Rollingstock/журнал «Локомотив».
Человек не исключается из технологического процесса, меняются его функции. Теперь он будет контролировать процесс.
До конца года на станции Челябинск-Главный компания планирует провести эксплуатационные и приёмочные испытания 23 систем и завершить строительство 12 объектов.