Перспективы развития рынка зарядных станций для электротранспорта привлекают крупных инвесторов
Компания ВТР стала совладельцем производителя ЭЗС «Яблочков».
Изображение: yablochkovtech.com
Изначально ВТР получила 53,56%, затем увеличила долю до 70,66%, по данным СПАРК. Как сказано в отчетности ВТР, доля в «Юпитере» приобретена за 440 млн руб.
«Юпитер», сказано в профиле в базе фонда «Сколково», занимает первое место по числу выпущенных ультрабыстрых ЭЗС мощностью от 100 кВт в России и ЕАЭС с более 100 штук.
Из них 70 ЭЗС мощностью 300–500 кВт произведено для электробусов Москвы. Среди других клиентов — «Россети» и сети АЗС.
В 2023 году выручка «Юпитера» сократилась на 87,3%, до 154,4 млн руб., чистый убыток был 130,4 млн руб. против прибыли годом ранее. В отчетности компании снижение выручки объясняется переносом подписания крупного контракта с 2023 года на 2024-й при сохранении расходов и высоком темпе работ. Разработки, говорится в документе, связаны с ростом доли китайских электромобилей, где используется стандарт заряда (Gb/T), ранее мало применявшийся в России.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что производство ЭЗС — довольно перспективный рынок. В прошлом году в РФ было установлено 1,15 тыс. ЭЗС, в этом — планируется 1,43 тыс. штук, одновременно расширяется и география поставок, поясняет он. На 2023 год в России работало около 7,5 тыс. ЭЗС, включая «домашние».
Как поясняет эксперт, пока рост числа ЭЗС опережает рост объемов рынка электромобилей, в связи с чем некоторые станции работают на уровне самоокупаемости. Но по мере увеличения парка электромобилей экономика ЭЗС будет улучшаться за счет снижения удельных постоянных расходов, прогнозирует аналитик. Дмитрий Бабанский добавляет, что ЭЗС — фактически еще новая отрасль, поэтому на рынке работает более десятка производителей.