20 февраля 2023 13:54
читать 7 минут

Пермь поставит Москве электрические причалы

В России готовят к запуску первый речной маршрут на электрических судах. Водные автобусы делают в Ленинградской области, причалы — в Пермском крае. Заказчик — мэрия Москвы. Старт регулярных пассажирских перевозок по Москве-реке запланирован на май этого года.

Контракт на 21 судно

Оператором маршрута выступает петербургская компания «ВодоходЪ. Пассажирский Порт». Мэрия Москвы заключила с ней 15-летний контракт на сумму 19,5 млрд рублей. Сейчас продолжается работа по строительству судов и инфраструктуры, проводятся водолазные обследования — изучаются места установки плавучих причалов на Москве-реке.

Первые причалы установили осенью 2022 года, тогда же началось тестирование судов в реальных условиях акватории Москвы.

Первый маршрут (Фили — Киевский вокзал) откроется в начале мая 2023 года, рассказал MASHNEWS директор департамента судостроения ГК «ВодоходЪ» Юрий Куликов. Второй маршрут (Автозаводский мост — Печатники) планируют запустить в начале сентября 2023 года. Суда и причалы собираются эксплуатировать круглый год.

«Всего в рамках проекта будет построено 21 пассажирское электросудно, 23 плавучих причала, два пункта базирования флота, шесть береговых зарядных станций, — говорит Юрий Куликов. — На сегодняшний день построено четыре судна, они проходят тестовые испытания на Москве-реке. Ещё шесть судов находятся на финальной стадии сборки на верфи в Ленинградской области и готовятся к отправке на испытания в Москву. Сформированы корпуса ещё трёх судов, производятся резка металла и формирование основного набора корпуса для оставшихся восьми судов».

Стоимость проезда на электрических судах не утверждена. Московский департамент транспорта обещал, что владельцы единых проездных билетов на 90/365 дней смогут пользоваться ими без дополнительной платы — речные перевозки будут полностью интегрированы в транспортную систему Москвы.

Главное — экономия


© Emperium 

Водный аккумуляторный автобус-электроход Ecobus разработала и производит на своей верфи в Отрадном петербургская компания Emperium (входит в Sitronics Group АФК «Система»). Судно водоизмещением 40 тонн предназначено для круглогодичного использования и способно перевозить до 80 пассажиров. Класс «Лёд20» позволяет использовать Ecobus в том числе в битом льду. Длина стального монокорпуса — 21 метр, ширина — 6,2 метра. В движение судно приводят два электрических двигателя мощностью по 134 кВт. Управляет водным автобусом экипаж из двух человек.

Ecobus, утверждают в компании, способен в крейсерском режиме со скоростью 10 узлов (18,5 км/ч) пройти до 150 км. Салон можно трансформировать, менять расстояние между креслами и переоборудовать под проведение банкетов. Посадка пассажиров производится с носа и с борта, есть места для перевозки велосипедов и багажа.

Мэрия Москвы выбрала электрические суда из экономии. По данным столичного департамента транспорта, более 40% операционных затрат на содержание гражданского флота — топливо. Сравнив дизельные и электрические двигатели, специалисты департамента пришли к выводу, что, используя электричество, можно экономить до 30–40% затрат. Кроме того, электросудам не нужны танкеры для заправки.

Круглые причалы из Перми


Permkrai.ru

Для организации регулярных речных перевозок нужны плавучие причалы ледового класса. Их производит Пермская судоверфь — единственный судостроительный завод на Урале.

Верфь отправляет в Москву круглые причалы модели Ecostation D10 (10 метров в диаметре). Водоизмещение этого причала — 63 тонны, одновременно судно на нём могут ожидать 40 человек.

Верфь готова выпускать причалы и большего размера — диаметром 16 метров.

«Плавучая остановка выполняет две функции. Помимо места для посадки и высадки пассажиров и зала ожидания (внутри можно разместить туалет, мини-кафе и кассы), это ещё и зарядная станция для электрических судов», — рассказал MASHNEWS руководитель отдела внешних связей и маркетинга Пермской судоверфи Алексей Пищальников.

«Одновременно верфь может строить 15 причалов, именно столько входит в эллинг, но пока заказ поступил только для Москвы», — говорит Пищальников.

Не только Москва

В Перми также собираются запустить электрический речной маршрут Пермь — Закамск — Краснокамск. На набережной Камы планируют построить два модульных причала для электросудов. Работы по обустройству пристаней начнутся весной 2023 года, сообщил министр транспорта Пермского края Сергей Вешняков.

«В навигацию 2023 года в Красноярске и Нижнем Новгороде будут работать два первых катамарана из серии электрических судов »ЭкоходЪ«. Они построены по заказу компании »ВодоходЪ«. Новые суда выйдут на регулярные и прогулочные линии, а также станут площадкой для проведения мероприятий. Кроме того, ведём переговоры по запуску электросудов с Казанью и Бурятией. Интерес регионов к организации пассажирских перевозок по воде на электросудах высок, но требуется создание причально-зарядной инфраструктуры», — объясняет Юрий Куликов.

По его словам, у электросудов есть значительные преимущества перед дизельными кораблями в тех сегментах рынка, где не требуется большая автономность и скорость. Операционные расходы в этом случае гораздо меньше при относительно сопоставимой судостроительной стоимости. Кроме того, такие суда, очевидно, экологичней.

СПРАВКА MASHNEWS:
Десятки полностью электрических паромов курсируют в скандинавских странах. Норвежский оператор 80-метрового электрического автомобильно-пассажирского парома Ampere после двух лет эксплуатации сообщил, что по сравнению с дизельным судном операционные затраты снизились на 80%.

В Токийском заливе работает первый в мире аккумуляторно-электрический танкер Asahi. Он заправляет крупные электрические суда. Танкер может стать источником электроэнергии для прибрежных районов в случае стихийного бедствия.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Cпециальный корреспондент