«Пелла» потеряла интерес к российско-чешскому проекту
Компании «Чешске Лоденице Рус» и «Акси» из Московской области в конце октября инициировали процедуру самоликвидации. Их с момента образования возглавлял Юрий Курачев, генеральный директор ООО «Судостроительная компания “Пелла — Ческе Лоденице”» из Ленинградской области, совместного дочернего предприятия крупнейшей в Чехии судостроительной компании České loděnice a.s и ООО «Пелла».
Заместитель генерального директора ленинградского судостроительного завода «Пелла» Сергей Иванов заявил «Деловому Петербургу», что на сегодняшний день чешско–российский проект судостроительному заводу «Пелла» неинтересен. Участники рынка считают это странным.
«Пелла» входит в бизнес–группу АО «Ленинградский судостроительный завод “Пелла”» миллиардера Герберта Цатурова. Это самая крупная частная верфь на российском Северо–Западе.
«Этой компанией управляет ООО “Пелла”, сама большая “Пелла” этой компанией не занимается. У большой “Пеллы” планов, связанных с этой компанией, нет», — сказал Сергей Иванов.
Идея чешско–российского проекта — производство на верфи «Пеллы» в Отрадном земснарядов (судов, предназначенных для производства дноуглубительных работ и добычи нерудных строительных материалов) по технологии и с помощью оборудования České loděnice a.s.
Чешская компания не покинула СК «Пелла — Ческе Лоденице» после введения международных санкций, но сведений о ее хозяйственной деятельности с тех пор нет. По данным СПАРК, 2023 год СК «Пелла — Ческе Лоденице» закончила с убытком.
У «Пеллы» и České loděnice a.s по 30% СК «Пелла — Ческе Лоденице». Основной владелец — московское ООО «ПрофКонсалтИнвест» (предлагает услуги проектирования, строительства, изготовления и поставок технологического оборудования) с доходом за 2023 год 300 млн рублей.
Судостроительная компания «Пелла — Ческе Лоденице» появилась в Ленинградской области спустя 2 года после того, как ООО «Чешске Лоденице Рус» стала работать в Подмосковье. Юрий Курачев возглавил совместный с České loděnice a.s проект ленинградской «Пеллы», уже будучи руководителем подмосковной «Чешске Лоденице», — вероятно, он был одним из инициаторов проекта.
«Чешске Лоденице Рус» зарегистрирована в 2019 году в Пушкино с профилем «инженерно–техническое проектирование, управление проектами строительства ». Компания не публикует финансовые результаты и юридического отношения к чешской České loděnice a.s, несмотря на название, никогда не имела — она принадлежит Альфие Явдак, которую СПАРК не находит ни в каком другом бизнесе.
«Акси» существует в Дмитрове с 2021 года, ее специализация — разработка строительных проектов. 2023 год компания закончила с убытком. Компания принадлежит Сергею Щербакову, совладельцу строительной компании «Дмитровэнергоремстройсервис», доли в которой он приобрел вместе с Юрием Курачевым в 2015 году. В 2020–м Юрий Курачев вышел из этого бизнеса, а в конце 2021–го возглавил созданную тогда в Ленобласти СК «Пелла — Ческе Лоденице».
В конце октября Юрий Курачев покинул директорские посты в «Чешске Лоденице Рус» и «Акси» — его сменил Александр Чергинский, гендиректор московской мебельной фабрики «ЦНР», доход которой в прошлом году составил 437 млн рублей.
Участники рынка полагают, что сейчас, напротив, самое время инвестировать в строительство дноуглубительного флота — отсутствие интереса к проекту «Пелла — Ческе Лоденице» вызывает у них удивление.
Исполнительный директор ООО «Северное море» (судостроительная компания из Ленинградской области) Елена Майданова считает, что сейчас как раз приближается время, когда верфи, способные строить дноуглубительные суда, станут востребованными.
«Буквально 5 лет назад такие предприятия уходили с молотка. Не было заказов. Сейчас, с учетом значительного роста государственных инвестиций в развитие экономики, думаю, спрос на суда дноуглубительного флота снова будет расти. Возможно, строившие их верфи начнут возрождать, появятся новые. Тем более что дноуглубительные суда так или иначе привязаны к непосредственной локации своей деятельности — их транспортировка на большие расстояния затруднительна. А специфика назначения такого флота делает невозможной монополию в этом секторе рынка — Россия огромна, судоходных акваторий бесконечное множество, дноуглубление так или иначе нужно всегда и везде…» — говорит руководитель «Северного моря».
Первый заместитель генерального директора ООО «Морские комплексные системы» (МКС) Лев Засыпко считает инвестиции в строительство дноуглубительного флота в России очень перспективными.
«В 2022 году об отказе от участия в реализации крупных профильных проектов в Арктической зоне России объявили сразу четыре оператора специализированных дноуглубительных флотов — голландские корпорации Van Oord и Boskalis, а также бельгийские Jan de Nul и DEME. Эти компании (вместе с китайской СССС Group) составляют пятерку мировых лидеров как по общей численности хорошо сбалансированных по составу дноуглубительных флотов, так и по уровню современности и технической оснащенности составляющих их судов. Сегодня дноуглубительный флот всех российских операторов составляет около 20 судов, а плановые проекты и объемы дноуглубительных работ увеличиваются. Считаю серьезной перспективой инвестирование в создание судостроительных мощностей для постройки судов, способных выполнять такие задачи», — говорит руководитель МКС.
СПРАВКА
ООО «Судостроительная компания “Пелла — Ческе Лоденице”» зарегистрировано в декабре 2021 года в городе Отрадное Кировского района Ленинградской области. Компания на 40% принадлежит московскому ООО «Профконсалтинвест» Андрея Зубкова и Максима Атлягузова, по 30% у чешской České loděnice a.s и ООО «Пелла», 100%–ной «дочки» АО «Ленинградский судостроительный завод “Пелла”».