10 июля 2025 15:42
читать 7 минут

Паровой котел для «Лукойла» сломался через 33 дня из-за неправильной стали

Попытка ремонта парового котла из США для сервисного центра «Лукойл-Энергосети» провалилась из-за неправильно подобранной марки стали. Виновником ЧП признана инжиниринговая компания, поставившая оборудование.

Компания «Комиэнергоинжиниринг» должна выплатить «Лукойл-Энергосети» 109 млн рублей. В такую сумму оцениваются убытки после попытки технического перевооружения парового котла Victory Energy VS-6-82 производства США, установленного на территории сервисного центра «Ярегаэнергонефть» под Ухтой.

«Комиэнергоинжиниринг» договорилась с отечественными компаниями о разработке импортозамещенных комплектующих, и, как посчитал 7 июля Арбитражный суд Коми, именно она несет ответственность за то, что паровой котел вышел из строя спустя 33 дня после ремонта. Решение не вступило в законную силу, у «Комиэнергоинжиниринг» есть месяц на обжалование.

Сама инжиниринговая компания с самого начала разбирательства утверждала, что ее вины в случившемся нет, она занималась только строительно-монтажными и пусковыми работами, которые проводились строго по правилам. Причину поломки в «Комиэнергоинжиниринг» связывают с неправильной эксплуатацией, однако суд посчитал, что проблема в стали.

При производстве котла использовался прокат марки  SA-516-70. Это иностранная марка стали. Котел сервисный центр получил в 2017 году, спустя пять лет ему потребовался ремонт. «Лукойл-Энергосети» находится под санкциями, найти детали из США в середине 2022 года не представлялось возможным и «Комиэнергоинжиниринг» обратилась к отечественным компаниям. Импортозамещение касалось в том числе и стали - был подобран аналог — отечественная марка 09Г2С-18 ГОСТ 552о-2017.

Элементы котла для капремонта изготавливались по проекту «Подольского машиностроительного завода» (АО «ЗиО»). Эта компания участвует в разбирательстве в качестве третьей стороны, претензии «Лукойл-Энергосети» она считает необоснованными, а сумму убытков — завышенной. Судя по всему, именно это предприятие и осуществило подбор отечественной марки стали. Материал на заводе называют равнопрочным, механические испытания подтвердили соответствие сплава требованиям.

АО «ЗиО» направило конструкторскую документацию другому предприятию - «Саратовскому заводу энергетического машиностроения», именно там и изготовили верхний и нижний барабан для котла. В ноябре 2022 года, представители «Лукойл-Энергосети» подписали акты выполненных работ, а уже в декабре, через 33 дня с начала эксплуатации, верхний барабан котла вышел из строя.

Представители «Сарэнергомаша» утверждали, что причиной стал перегрев одной из сторон топки из-за неисправности крепления горелочного устройства, то есть, также как и «Комиэнергоинжиниринг», склонялись к тому, что всему виной неправильная эксплуатация оборудования.

Но экспертиза, проведенная фирмой «Экспертиза-Сервис», показала, что барабан котла пошел трещинами из-за того, что выбранная марка стали оказалась слишком хрупкой для тех нагрузок, в которых эксплуатировалось оборудование. Это привело вначале к образованию трещин, а затем и к поломке котла.

Устранить этот дефект, по оценкам экспертизы, можно лишь если полностью заменить верхний барабан на такой же, сделанный из подходящей марки стали. Также при ремонте потребуется ремонт и трубной системы котла, ведь при демонтаже старого барабана вырезаются и трубы.

При этом в экспертизе подчеркивается, что в проекте фигурирует марка стали  09Г2С-18-ТО-УЗК, а для изготовления обечаек верхнего барабана использовался другой сплав — сталь 09Г2С-15. При подготовке материала корреспондент Mashnews обнаружила на профильном маркет-плейсе сталь такой марки за 158 тыс. рублей за тонну.

А приведенные в судебном акте фрагменты экспертизы свидетельствуют о том, что стоимость тонны металлоконструкций подходящих марок в среднем 800 тыс. рублей. С чем связано несоответствие марок стали заявленным, экспертиза не рассматривала.

В «Лукойл-Энергосети» изначально хотели предъявить претензии и к АО «ЗиО», где принималось решение о подборе сплава. Однако так как договор «Лукойл-Энергосети» заключали непосредственно с «Комиэнергоинжиниринг», то все недовольство заказчика и требования о возмещении убытков обрушились именно на эту компанию. Тем более, что подрядчик предоставлял гарантию на свою продукцию — 36 месяцев с начала эксплуатации.

Стоимость заказа составляла 107 млн рублей. Еще около 2 млн ушло на судебную экспертизу и оплату пошлины. Таким образом, «Комиэнергоинжиниринг» должен полностью вернуть деньги за заказ на объекте «Лукойл-Энергосети». В свою очередь у «Комиэнергоинжиниринг» есть возможность судиться со своими контрагентами из-за возникших убытков, но к моменту этой публикации исков к соисполнителям заказа в картотеке арбитражных дел не зафиксировано.

СПРАВКА MASHNEWS

Сервисный центр «Ярегаэнергонефть» относится к Усинскому региональному управлению «Лукойл-Энергосети», он организован на базе цеха пароводотеплового хозяйства в 2016 году, используется для обслуживания Ярегской ТЭЦ, вырабатывающей энергию для шахт, пункта подготовки и сбора нефти и водоподготовительной установки. Главная задача сервисного центра — обеспечение теплом нефтяного месторождения Яреги, расположенного в 25 км от Ухты, где ежегодно добывается более 1 млн тонн нефти.

Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!