17 января 2024 18:22
читать 8 минут

Падение в неизвестности. Как могли сбить самолет, летающий только в тылу

Что-то случилось с российским самолетом дальнего радиолокационного обнаружения А-50. Украинские власти говорят, что его сбили. Российские военкоры пишут о дружественном огне. Минобороны РФ не комментирует. А-50 больше не производят в России. Некоторые комментаторы окрестили его предполагаемое уничтожение катастрофой. Mashnews разбирался, действительно ли это «потеря года» и насколько самолет важен в зоне СВО.

 


С двумя российскими самолетами 14 января случились неприятности. О самолете радиолокационной разведки А-50 нет официальных известий, а бомбардировщику Ил-22 (может использоваться как удаленный командный пункт) удалось добраться до аэродрома и сесть в Анапе. В ВСУ косвенно подтвердили это, назвав Ил «живучим гадом».

Военкор Александр Коц пишет о гибели А-50 без сомнений: «Есть упавший А-50, есть спасенный Ил-22… Да, произошла трагедия, но самоотверженность, с которой экипаж боролся за свою машину, простите за цинизм, информационно бьет украинское кривляние наотмашь».

Как А-50 сбили и даже кто - непонятно. Украина заявляет, что это была спецоперация, причем целью был именно ДРЛО, а Ил-22 «попался под руку». В российском сегменте Telegram сомневаются, что ВСУ были способны достать А-50, поскольку он «работает» глубоко в собственном тылу, ему не нужно приближаться к районам боевых действий. 

«По моим данным, хохлы никакого отношения к потере самолета РЛДНиУ А-50 не имеют», - пишет автор телеграм-канала Fighterbomber. Он считает, что потеря самолета - результат ошибки российского ПВО. О версии «дружественного огня» писали военкор Федор Громов и телеграм-канал «Рыбарь».

Единственное, как ВСУ могло было бы достать А-50, - разместить Patriot прямо на линии фронта, зарядить в него ракету РАС-2 (для нее 160 км - предельная дальность), подождать, пока А-50 окажется в зоне досягаемости и атаковать. Это очень ненадежный и сложный процесс, учитывая, что Patriot будет подвергнут риску, а таких комплексов у ВСУ всего три. 

 

  • Ту-126. Выпускался до 1969 года

Что это за самолет

Предшественник А-50 - Ту-126 - к концу 1960-х годов безнадежно устарел и требовал замены. На него нельзя было ставить новые радиоэлектронные разработки, модернизировать было некуда. Политбюро и Совет министров СССР приняли решение разрабатывать новый самолет ДРЛО (дальнее радиолокационное обнаружение и управление). Поручили задачу таганрогскому ОКБ-49. В качестве летающей лаборатории использовали Ту-126ЛЛ(А), а базой для последующего опытного образца стал Ил-76 (тяжелый транспортник). 

В итоге официально на вооружение А-50 встал в 1989-м году, но начал эксплуатироваться в войсках еще за четыре года до того решения. После распада СССР самолет перешел по наследству Российской Федерации, которая довольно быстро поняла его перспективы и решила модернизировать. В 2003-м году начали работать, центром стал Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Бериева. К 2009-му году самолет довели до ума и в небе появился А-50(У). 

Еще до того, как в название пришла «У», самолет использовался в ходе двух чеченских кампаний. Дальше он выходил на боевые задания в Сирии, а теперь применяется в ходе СВО. 

Согласно открытым официальным данным Минобороны РФ, экипаж самолета составляет до 15 человек, пять из которых непосредственно летный экипаж, остальные - инженеры, так называемый тактический экипаж. 

Характеристики машины: четыре двигателя Д-30КП, тяга 4х12000 кгс, крейсерская скорость 750 км/ч, максимальная - 800 км/ч. Максимальная взлетная масса 190000 кг. Самолет одновременно может сопровождать от 20 до 60 целей, наводить до 12 истребителей, обнаруживать истребители на расстоянии до 240 километров. Дальность спутниковой связи с ним - более 2000 километров. 

Визуально отличить А-50 от любого другого самолета, можно по «колпаку» над фюзеляжем. Это радиолокационный комплекс «Шмель». 

 

Есть еще, но нужно больше

Некоторые комментаторы сравнивают случившееся с потоплением крейсера «Москва». Собеседники Mashnews в кругах, близких к боевой авиации, говорят, что потеря А-50 чувствительна, но прежде всего с моральной точки зрения. Они думают, что пропал все-таки, модифицированный А-50(У), потому что применение обычного самолета в зоне СВО не отвечает передовым способам ведения СВО. 

При этом самолетов «У» у России больше, чем немодернизированных, их, согласно последним данным, до семи штук. Обычных А-50 - только три. 

А-50(У) производит Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и концерн «Вега» (все они входят в ГК «Ростех»), последний экземпляр проходил испытания в начале февраля 2022-го года. А в сентябре был передан ВС РФ. В марте 2022-го года министр обороны Сергей Шойгу заявил, что в сфере ДРЛО должна открыться новая страница - А-100. Его также разрабатывает «Вега». 

«Данный самолет воплощает в себе самые передовые идеи в области радиолокации, на десятилетия вперед обеспечивает базу для модернизации отечественных систем дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО)», - заявлял он на селекторном совещании. 

А-50(У), помимо России, стоит на вооружении только в Индии. Ранее им пользовалась Турция, но прекратила.

У западных стран видов самолетов ДРЛО заметно больше. Только у США есть три разных версии от компании Boeing, у Израиля тоже три вида ДРЛО (два «Фалкона» и один «Гольфстрим»), у Швеции два вида Saab, по одному виду самолетов у Бразилии и Испании, а у Китая - два. 

 

Диверсия

В начале СВО уже была попытка уничтожить А-50, правда, способом более простым - диверсия на земле. Сначала диверсанты, как сообщало РИА «Новости», попытались пробраться на аэродром в Ивановской области, но их поймали сотрудники ФСБ. Агенты украинских спецслужб хотели организовать налет беспилотников на самолеты.

Удачная попытка таких же агентов произошла в феврале 2023-го года на территории Беларуси. На аэродроме в Мачулищах стоял российский А-50, он и был атакован. Президент Александр Лукашенко сказал, что повреждения были незначительными, но борт все равно пришлось отправить на ремонт в Россию. Было возбуждено уголовное дело, ответственность взяла на себя организация BYPOL (бывшие военные и милиционеры, уехавшие из Беларуси из-за несогласия с режимом Лукашенко). КГБ Беларуси отчиталась о задержании около 30 человек, предположительно связанных с BYPOL и диверсией. О дальнейшей их судьбе ничего неизвестно. Согласно беларусским законам им может грозить смертная казнь. 

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент