21 ноября 2024 17:35
читать 7 минут

Падение на треть: что убивает российский автопром

В следующем году рынок российский новых автомобилей сократится примерно на 30-40%, а поддерживать существующие темпы производства станет невозможно.

Такой прогноз 19 ноября сделал глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов. Прав ли руководитель волжского автогиганта, и какой выход из сложившейся ситуации – разбирался Mashnews.

Спад будет продолжаться

После взрывного роста продаж этой осенью рынок предсказуемо ушел «в минус». И дальше будет только хуже. Пострадают все: автомобилисты останутся без новых машин, дилеры – без гарантированной прибыли, снизятся доходы автомобильных заводов, спасти которые, по мнению экспертов, может лишь значительное снижение цен – но в текущих реалиях это вряд ли возможно.

«Рынок продаж автомобилей снижается, причем очень существенно, до 40%. Мы видим падение по своим продажам чуть меньше – в пределах 25-30% от наших планов на ноябрь месяц. Инерция рынка набрана, мы полагаем, что на 1,7 миллиона по итогам 2024 года он выйдет, хотя последние две недели ноября выглядят очень тревожно», - цитирует агентство «Прайм» Максима Соколова.

По мнению гендиректора «АвтоВАЗа», рынок будет сокращаться и дальше. Его прогноз на следующий год: 1,3-1,4 млн автомобилей, что меньше показателей 2024-го на 300-400 тыс. единиц. А это значит, что волжскому заводу и другим производителям также придется пересмотреть свои планы по объемам производства.

Мы связались с пресс-службой «АвтоВАЗа», однако ее глава Сергей Ильинский в беседе с нашим корреспондентом отметил, что не может комментировать заявления своего руководителя: «Максим Юрьевич абсолютно четко пояснил, с чем связан такой пессимизм».

 

Когда экономика ставит крест на промышленности

Причина, считает Максим Соколов, в постоянно растущей ключевой ставке. Но по российскому автопрому бьет не только она, указывают опрошенные Mashnews эксперты.

«Прогноз «АвтоВАЗа» абсолютно верен. Если все так и будет с ключевой ставкой, люди новые автомобили покупать перестанут. А пока предпочитают китайские машины, т.к. их предложения выгодны, плюс существует множество скидок. Людям либо не дают кредиты, либо они их не берут из-за диких процентных ставок. А покупательская способность у нас выстроена именно по кредитной системе – это касается абсолютного большинства новых авто», - делится своим мнением автоблогер и автоэксперт Артем Зайцев.

«Ставка рефинансирования в принципе останавливает не только экономику, но и промышленность. Предприятия не берут кредиты, не появляются новые проекты, не появляются новые рабочие места. Издержки у производителей высокие, цены на товары растут, а их продажи снижаются», - отмечает собеседник Mashnews.

«Происходящее отразится на автопроме, мягко говоря, не лучшим образом, - согласен с Зайцевым главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин. - Ставка почти убила рынок новых автомобилей, кредиты стало брать очень дорого. А на этом фоне еще и утильсбор! Автомобили будут только дорожать, на этом фоне происходит спад интереса к ним, и, как следствие, если и не кризис, то, как минимум, стагнация производства. Причем если историю с утильсбором еще можно, в теории, как-то «откатить» назад, то со ставкой такое не пройдет, более того, вероятно, она будет и дальше повышаться. Эти два фактора буквально душат автомобильное производство и продажи».

По словам Зайцева, единственное, что в такой ситуации может спасти буксующий «АвтоВАЗ» - это пересмотр ценовой политики: «Если бы они продавали «Весту» за миллион, а «Гранту» за шестьсот тысяч, конвейер работал бы круглосуточно, в три смены, а продажи шли как ненормальные. Кондиционер и передние стеклоподъемники – достаточно, не нужна даже ABS, люди у нас справятся и без этой системы. Им нужна просто машина, просто чтобы ездила».

Максим Ракитин придерживается того же мнения: «Какие-то шаги можно и нужно было предпринимать раньше, сейчас уже поздно. Единственное, что может сделать «АвтоВАЗ» (а если мы говорим «российские авто», то имеем в виду в первую очередь именно Lada) – это удерживать цены на приемлемом уровне. Да, дешевле автомобили не станут уже никогда, это факт. Но если «Гранта» за 800 тысяч еще более-менее комфортно, то за полтора миллиона – уже явно перебор».

Пока ценами играют только китайские производители, которые могут себе это позволить, из российских заводов по этому пути пошел лишь «Москвич». И лишь единожды.

 

Вопрос качества

Итак, автопром терпит бедствие не только из-за постоянно растущей ключевой ставки, которая ставит крест как на увеличении объемов производства, так и на его модернизации вкупе с обновлением модельного ряда, но и из-за очевидно завышенных ценников. Однако есть также и третья причина. Качество.

«Государство вкладывает в «АвтоВАЗ» деньги, а «АвтоВАЗ» поднимает цены – где логика? Какова себестоимость «Весты»? Почему она стоит 2 миллиона – у нее детали из золота? Нет, качество на минимальном уровне, - уверен Артем Зайцев. – Из-за этого у завода начнутся проблемы. Они вернутся в 2000-е, когда все делалось из «сырца».

Осенний рост продаж новых машин был продиктован только одним: страхом. Цифры били все рекорды исключительно из-за того, что покупатели пытались успеть купить то, что завтра станет в два раза дороже, помня и о политике Центробанка, и об утильсборе, который предполагается в дальнейшем планомерно увеличивать. Теперь о каком-либо пути вперед для российского автопрома можно забыть: объемы выпускаемых машин будут снижаться, «АвтоВАЗ» - просить об очередных преференциях со стороны государства, и говорить на этом фоне о развитии автомобильной промышленности становится почти бессмысленно.

Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!