12 февраля 2024 11:30
читать 9 минут

Отечественные рамки не хуже импортных. Только чипы подводят

Российские производители уверяют, что успешно импортозаместили оборудование для досмотра в аэропортах. Но там все равно работает зарубежная техника. Mashnews изучал образцы детекторов запрещенных к проносу вещей на выставке инфраструктуры гражданской авиации NAIS и выяснял, когда они вытеснят импорт.


Спрос есть

На XI выставке инфраструктуры гражданской авиации (NAIS8), проходившей 6 и 7 февраля в Москве, обсудили много проблем, связанных с импортозамещением. Лучше всего себя чувствует досмотровое оборудование, но и там есть проблемы - с российскими чипами оно работать не хочет.

Выставка пестрила (и пищала) различными средствами досмотра. Было много рамок, турникетов и лент для досмотра багажа. 

Импортозаместить металлодетектор оказалось достаточно просто. В России есть несколько компаний, которые производят полностью отечественные рамки для досмотров. 

Правда, в аэропортах, пока не отказались от иностранной техники. Особенно популярны американские Smiths Detection, ими, в частности, укомплектован петербургский аэропорт Пулково. 

Рамки металлоискателей стоят не только в аэропортах, но и на всех транспортных объектах: метро, вокзалах, применяются на входе в госучреждения, школы и спортивные клубы. Рамки более чем востребованы, закупки увеличиваются после трагических происшествий вроде скулшутингов.

Рамки-металлоискатели стали внедрять повсеместно в 2017 году, когда произошел теракт в петербургском метрополитене. 

Рынок большой, на нем стабильный спрос, так как многие учреждения обязаны их устанавливать по федеральному закону (ФЗ-35 от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму»). 


Чем гордятся производители

На выставке NAIS арочные металлодетекторы были представлены на любой вкус - от простых до самых навороченных, которые даже ядовитые газы могут «учуять». 

Так, компания ТСНК представила Видект-СМ-21 - это рамка, которая позволяет проводить раздельное определение целостных и дискретных предметов любой формы, выполненных как из цветных и черных металлов, так и из композиционных материалов. Композиты применяются при изготовлении современного огнестрельного и колюще-режущего оружия.

Эта же компания представила детектор газов взрывчатых веществ М-ИОН и стационарную рентген-установку с режимом дуальных энергий КАЛАН-2М. Последняя работает в режиме распознавания групп веществ, разделяет их на органические и неорганические, работает в режиме автоматического выделения подозрительных областей предметов и багажа. 

Систему контроля и управления доступом (СКУД) представила компания PFORT. Это турникет, оснащенный биометрическим считывателем, который компания предлагает ставить в аэропортах.

«В полностью автоматическом режиме система выполняет функции идентификации/аутентификации личности и принятия решения о доступе в закрытый периметр», - говорят в компании.

По сути, на основе этой системы можно внедрять прохождение паспортного контроля по биометрии. 

Компания Radar представляет свой арочный детектор, сообщая, что он внесен в реестр радиоэлектронной продукции. Помимо привычного выявления запрещенных к проносу предметов, у него 12 дополнительных опций (их клиент может докупить на выбор). Это тепловизор, измерение температуры (было актуально в период пандемии), видеорегистратор и прочее.

 

Цена вопроса

Нижняя планка цены детекторов в розницу начинается от 90 тысяч рублей. За эту сумму можно приобрести, например, UltraScan S1000 с одной зоной обнаружения. Его предлагают устанавливать в школах, полностью металлическое оружие он должен заметить. 

Детекторы посложнее, например, с четырьмя зонами обнаружения, стоят 200 - 250 тыс. рублей.

Доходить цена может до нескольких миллионов рублей. Один из популярных российских производителей SmartScan (у которого закупается московский метрополитен), представляет 11 видов стационарных детекторов. Самый дорогой и самый укомплектованный - FORSITE - он видит холодное и огнестрельное оружие, источники радиации, наркотические вещества, взрывоопасные и химические реагенты. Помимо этого, детектор оснащен системой видеонаблюдения с функцией биометрического распознавания лиц. Стоит такая техника порядка четырех миллионов рублей за одну арку. 

Сейчас в реестре российской электронной продукции (а это по сути, официальный бренд - «сделано в России») 39 металлодетекторов: разные виды детектора «Паутина», Radarplus, «Альфамарин» и другие.

Но потребители закупают и не внесенные в реестр экземпляры. Так, по словам экспертов, популярны детекторы «Блокпост», «Профи», «Кордон», «Арка». 

В России до сих пор можно купить и иностранные детекторы. Их ввозят дистрибьюторы, например «Рейком Групп». В ее каталоге есть американские Garett, REI, Fisher и Astrophysics, турецкая Nokta.

Самая популярная фирма - итальянская CEIA. Ее детекторы ввозят в Россию параллельным импортом. Но они дороже из-за курса валют, а российские итальянцам, по мнению ряда экспертов, почти не уступают. 

 

Рынок - наш

90% российского рынка металлодетекторов занимают отечественные модели, говорит председатель правления Ассоциации транспортной безопасности Александра Свешникова. 

«Сейчас вы все равно увидите [в аэропортах и других объектах] очень много импортного, так как срок службы рамки - 5-7 лет, а затем можно его продлить на три года, если пройти сертификацию у производителя заново. Но у наших производителей есть рамки, где и газоанализатор, и камера распознавания и многое другое. Таких на Западе нет, это я вам точно заявляю», - объясняет Свешников. 

Разработчики рассказывают, что, тем не менее, трудности у них есть - это чипы. Российские «Эльбрус», «Байкал» не подходят. 

«Пластик, металл, дерево, проводка, платы - с этим нет проблем. С чипами российскими работать нереально, мы пробовали. Мы пользуемся китайскими или тайваньскими микроконтроллерами. С ними бывает тоже не все просто, например, сталкивались с тем, что иной температурный диапазон и прибор не заводится в холод. Но мы работаем, находим аналоги, китайцы вообще чудеса творят. Но, все равно, по стабильности, по корректности работы американские технологии лучше всех, - говорит генеральный директор компании «Новые технологии» (среди прочего выпускает имеющиеся в реестре российской продукции Radarplus) Илья Анучин. 

Несмотря на то, что российские детекторы очень хорошие, с Запада все равно приходится брать пример. 

«Самые лучше - это CEIA. Мы разбирали их продукцию, и, конечно, много чему учиться. У них уже внедрен искусственный интеллект. У нас есть такой проект, с ним мы стали резидентом Сколково, но они - топы. У них, например, идеальная нижняя зона - в подошве ничего не пронесешь. Что касается России, то у нас интересная страна, у нас научились делать бюджетные арки», - отмечает Анучин. 
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент