Отечественные рамки не хуже импортных. Только чипы подводят
Российские производители уверяют, что успешно импортозаместили оборудование
для досмотра в аэропортах. Но там все равно работает зарубежная техника. Mashnews
изучал образцы детекторов запрещенных к проносу вещей на выставке
инфраструктуры гражданской авиации NAIS и выяснял, когда они вытеснят импорт.
Зона досмотра багажа в аэропорту Жуковский. Фото: Сергей Мамонтов, РИА Новости
Спрос есть
На
XI выставке инфраструктуры гражданской авиации (NAIS8), проходившей 6 и 7 февраля в Москве, обсудили
много проблем, связанных с импортозамещением. Лучше всего себя чувствует досмотровое
оборудование, но и там есть проблемы - с российскими чипами оно работать не
хочет.
Выставка пестрила (и пищала) различными средствами досмотра. Было много рамок,
турникетов и лент для досмотра багажа.
Импортозаместить металлодетектор оказалось достаточно просто. В России есть несколько компаний,
которые производят полностью отечественные рамки для досмотров.
Правда, в аэропортах, пока не отказались от иностранной техники. Особенно популярны
американские Smiths Detection, ими, в частности, укомплектован петербургский аэропорт Пулково.
Рамки металлоискателей стоят не только в аэропортах, но и на всех транспортных
объектах: метро, вокзалах, применяются на входе в госучреждения,
школы и спортивные клубы. Рамки более чем востребованы, закупки увеличиваются после
трагических происшествий вроде скулшутингов.
Рамки-металлоискатели стали внедрять повсеместно в 2017 году, когда произошел теракт в петербургском
метрополитене.
Рынок большой, на нем стабильный спрос, так как многие учреждения обязаны их устанавливать по федеральному
закону (ФЗ-35 от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму»).
Рамки от компании PFORTЧем гордятся производители
На выставке NAIS арочные металлодетекторы были представлены на любой вкус - от простых до самых
навороченных, которые даже ядовитые газы могут «учуять».
Так, компания ТСНК представила Видект-СМ-21 - это рамка, которая позволяет проводить
раздельное определение целостных и дискретных предметов любой формы,
выполненных как из цветных и черных металлов, так и из композиционных
материалов. Композиты применяются при изготовлении современного огнестрельного
и колюще-режущего оружия.
Эта же компания представила детектор газов взрывчатых веществ М-ИОН и стационарную
рентген-установку с режимом дуальных энергий КАЛАН-2М. Последняя работает в
режиме распознавания групп веществ, разделяет их на органические и
неорганические, работает в режиме автоматического выделения подозрительных
областей предметов и багажа.
Систему контроля и управления доступом (СКУД) представила компания PFORT. Это турникет,
оснащенный биометрическим считывателем, который компания предлагает ставить в
аэропортах.
«В полностью автоматическом режиме система выполняет функции
идентификации/аутентификации личности и принятия решения о доступе в закрытый
периметр», - говорят в компании.
По сути, на основе этой системы можно внедрять прохождение
паспортного контроля по биометрии.
Компания Radar представляет свой арочный детектор, сообщая, что он внесен в реестр
радиоэлектронной продукции. Помимо привычного выявления запрещенных к проносу
предметов, у него 12 дополнительных опций (их клиент может докупить на выбор).
Это тепловизор, измерение температуры (было актуально в период пандемии),
видеорегистратор и прочее.
Детектор от компании Radar
Цена вопроса
Нижняя планка цены детекторов в розницу начинается от 90 тысяч рублей. За эту сумму
можно приобрести, например, UltraScan S1000 с одной зоной обнаружения. Его
предлагают устанавливать в школах, полностью металлическое оружие он должен
заметить.
Детекторы посложнее, например, с четырьмя зонами обнаружения, стоят 200 - 250 тыс. рублей.
Доходить цена может до нескольких миллионов рублей. Один
из популярных российских производителей SmartScan (у которого закупается
московский метрополитен), представляет 11 видов стационарных детекторов. Самый
дорогой и самый укомплектованный - FORSITE - он видит холодное и огнестрельное
оружие, источники радиации, наркотические вещества, взрывоопасные и химические
реагенты. Помимо этого, детектор оснащен системой видеонаблюдения с функцией
биометрического распознавания лиц. Стоит такая техника порядка четырех
миллионов рублей за одну арку.
Сейчас в реестре российской электронной продукции (а это по сути, официальный бренд - «сделано
в России») 39 металлодетекторов: разные виды детектора «Паутина», Radarplus, «Альфамарин»
и другие.
Но потребители закупают и не внесенные в реестр экземпляры. Так,
по словам экспертов, популярны детекторы «Блокпост», «Профи», «Кордон», «Арка».
В России до сих пор можно купить и иностранные детекторы. Их ввозят дистрибьюторы, например
«Рейком Групп». В ее каталоге есть американские Garett, REI, Fisher и
Astrophysics, турецкая Nokta.
Самая популярная фирма - итальянская CEIA. Ее детекторы ввозят в
Россию параллельным импортом. Но они дороже из-за курса валют, а российские итальянцам,
по мнению ряда экспертов, почти не уступают.
Рынок - наш
90% российского рынка металлодетекторов занимают отечественные модели, говорит
председатель правления Ассоциации транспортной безопасности Александра
Свешникова.
«Сейчас вы все равно увидите [в аэропортах и других объектах] очень много импортного, так как срок службы рамки - 5-7 лет, а затем можно его продлить на три года, если пройти сертификацию у производителя заново. Но у наших производителей есть рамки, где и газоанализатор, и камера распознавания и многое другое. Таких на Западе нет, это я вам точно заявляю», - объясняет Свешников.
Разработчики рассказывают, что, тем не менее, трудности у них есть - это чипы. Российские «Эльбрус»,
«Байкал» не подходят.
«Пластик, металл, дерево, проводка, платы - с этим нет проблем. С чипами российскими работать нереально, мы пробовали. Мы пользуемся китайскими или тайваньскими микроконтроллерами. С ними бывает тоже не все просто, например, сталкивались с тем, что иной температурный диапазон и прибор не заводится в холод. Но мы работаем, находим аналоги, китайцы вообще чудеса творят. Но, все равно, по стабильности, по корректности работы американские технологии лучше всех, - говорит генеральный директор компании «Новые технологии» (среди прочего выпускает имеющиеся в реестре российской продукции Radarplus) Илья Анучин.
Несмотря на то, что российские детекторы очень хорошие, с Запада все равно приходится брать пример.
«Самые лучше - это CEIA. Мы разбирали их продукцию, и, конечно, много чему учиться. У них уже внедрен искусственный интеллект. У нас есть такой проект, с ним мы стали резидентом Сколково, но они - топы. У них, например, идеальная нижняя зона - в подошве ничего не пронесешь. Что касается России, то у нас интересная страна, у нас научились делать бюджетные арки», - отмечает Анучин.