25 июля 2023 11:11
читать 12 минут

Без деталей. Аттракционы в России стали опаснее

В России участились несчастные случаи на аттракционах. В ответ в Госдуме предложили усилить контроль. Владельцы аттракционов говорят, что контроля и так достаточно. Есть системные проблемы с запчастями для техники, которой по 20–30 лет.

Небезопасные развлечения

Необходимо создать специальный государственный орган, который отслеживал бы безопасность на аттракционах. С таким предложением выступила 6 июля первый зампред комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая. Действующих мер контроля, по её словам, недостаточно. Инициатива появилась после череды происшествий на аттракционах.

  • 6 мая упала цепочная карусель в Оренбурге, пострадали 20 человек.
  • 7 июня в городе Кузнецке Пензенской области спасатели вызволяли трёх человек с застрявшего колеса обозрения.
  • 8 июня в Новосибирске двое детей получили травмы при резком торможении карусели.
  • 24 июня в Челябинске 13 посетителей оказались заблокированы на колесе обозрения.
  • 6 июля шесть человек застряли на колесе обозрения в Новосибирске.
  • 6 июля в Орехово-Зуево с рельсов упала кабинка аттракциона «Весёлая волна». Пострадали две девочки.
  • 24 июля в пермском парке имени Горького посетители застряли на аттракционе «Американские горки».

По каждому происшествию с травмами проводится проверка. После несчастного случая в Оренбурге Следственный комитет возбудил два уголовных дела — в том числе в отношении сотрудников Гостехнадзора (их подозревают в халатности). Выяснилось, что упавшей в Оренбурге карусели 18 лет. Документов о техническом обслуживании следователи не обнаружили.

Сейчас в парках по всей стране работает 15 тыс. механизированных аттракционов и 30 тыс. немеханизированных. В производстве и обслуживании аттракционов заняты более 100 тыс. человек.

Почему они падают?


Фото: Александр Тарасенков / «Интерпресс»

Несоблюдение правил эксплуатации, экономия на запчастях — вот основные причины ЧП на аттракционах, сказал MASHNEWS генеральный директор ООО «Феррис вил» (производитель колес обозрения) Владислав Ишков.

«Отсутствие ежедневных проверок аттракционов, нарушение сроков регламентного обслуживания, — перечисляет он. — Каждый аттракцион, особенно RB-1 (это аттракционы с самой высокой степенью биомеханического риска, так называемые »экстремальные«, — прим. ред.), необходимо каждый день готовить как самолёт к вылету и проверять всё. Да, это затратно и по деньгам, и по времени, но это безопасность людей. Экономия на запчастях, материалах, смазках, обслуживании в целом. Отсутствие испытаний аттракциона, как описывает завод-изготовитель«.

«Нарушение сроков эксплуатации. Эксплуатацию аттракциона может продлить только завод-изготовитель после исследования всего аттракциона, металлоконструкций, швов, соединений и механизмов», — говорит Владислав Ишков.

Вопрос со сроками эксплуатации для отрасли — ключевой. Об этом заявил 14 июля на пресс-конференции, посвящённой безопасности игрового оборудования, Игорь Родионов, вице-президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов (РАППА)

«У нас существовал раньше один единственный завод, который штамповал аттракционы на всю страну, и у нас стоит в парках техника, которой 20–30 лет. Так как кататься больше не на чем, парки вынуждены её оставлять работать. Если аттракциону 20 лет и он имеет все разрешения, то может эксплуатироваться», — отметил Игорь Родионов.

Проблема со старой техникой касается парков по всей стране.

Откуда запчасти


Фото: Владлена Курылева / АиФ

Крупнейшим поставщиком аттракционной техники в СССР был завод «Аттракцион» из Ейска. Он выпускал технику для парковых развлечений с 1959 года. Его продукцию хоть раз видел каждый. «Орбита», «Ракета», «Емеля», «Лебеди», «Корсар», «Летучий корабль» — эти аттракционы устанавливали по всей стране. В годы расцвета на заводе работало больше тысячи человек.

Сейчас предприятие считается действующим, на сайте компании работает интернет-магазин, он предлагает к продаже широкую линейку аттракционов. Однако участники рынка говорят, что завод давно сам ничего не производит. Генеральный директор ОАО «Аттракцион» Ирина Мамаева отказалась сообщать MASHNEWS, продолжает ли компания работу по основному профилю.

Вопрос о том, где взять запчасти для давно выпущенных аттракционов, остаётся непростым. 

«Запчасти к этим аттракционам — уже альтернативные. Это не верх какой-то инженерно-технической мысли, поэтому, имея проектную документацию, можно восстановить какую-то деталь», — говорит Игорь Родионов, вице-президент РАППА.

Участники рынка не считают, что всё так легко.

«Аттракционы очень разные. Просто так взять и изготовить деталь стороннему производителю на своём оборудовании зачастую невозможно», — сказал MASHNEWS директор ООО «Волгоградские Аттракционы» Георгий Джикия.

«Любое вмешательство в техническую часть аттракциона можно производить только по согласованию с производителем», — отметил в разговоре с MASHNEWS генеральный директор компании-производителя аттракционов ООО «АТТРИ» Антон Куянов.

Статистики по возрасту аттракционов, на которых посетители получают травмы, в России не ведётся. Сколько ЧП на аттракционах произошло с техникой завода из Ейска, никто не считал.

Импорт и права


Фото: Парк Горького (Пермь)

Проблемы с запчастями — главная сложность для отрасли. Не найти оригинальных деталей к отечественным аттракционам, есть проблемы и с импортной техникой. На неё, по оценкам РАППА, приходится 40% рынка. Некоторые иностранные производители ушли из России, теперь получить техподдержку и заказать детали напрямую нельзя.

«Сейчас в связи с санкциями некоторые западные компании даже не смогли полностью завершить поставку аттракционов в российские парки», — объясняет Игорь Родионов.

«Наша компания помогает некоторым эксплуатантам подбирать или изготавливать с нуля детали для иностранных аттракционов», — говорит Владислав Ишков.

Тут есть ряд нюансов, например, авторские права, которые защищают все части конструкции аттракциона от незаконного копирования.

«Авторские права — это очень философский вопрос в наши дни. Если компания ушла с рынка и не дружит с нашей страной, то невозможно нарушить чьё-то авторство. Мы готовы помогать обслуживать и ремонтировать любые аттракционы, чтобы наши дети безопасно и качественно проводили свой досуг в парках аттракционов», — прокомментировал тонкий момент Владислав Ишков.

По словам Антона Куянова, иностранные запчасти владельцы аттракционов стараются приобретать в дружественных странах — обычно не напрямую, а через коллег по цеху в СНГ или регистрируя там отдельные юрлица. Те, кто не смог решить вопрос с деталями, думают о продаже иностранных аттракционов в страны СНГ.

С учётом большой нагрузки


Фото: Telegram-канал «Нетипичная Адыгея»

С новыми аттракционами в теории никаких проблем с безопасностью быть не должно.

«Аттракционы, которые выпускаются на территории РФ и Белоруссии, соответствуют современным нормам безопасности. Уже на стадии проектирования конструкторской документации проверяется их соответствие всем нормам безопасности с двух- или трёхкратным запасом», — объясняет Владислав Ишков.

«Когда вводится новый аттракцион, мы обращаемся в аккредитованную лабораторию, передаём ей всю техническую документацию, чтобы её инженеры перепроверили все наши расчёты в части нагрузки и других технических характеристик», — рассказал Антон Куянов и привёл пример из практики компании с установкой 25-метрового колеса обозрения в парке «Ривьера» в Сочи в прошлом году.

«Мы сделали все расчёты, отправили их в лабораторию, но там, проанализировав сейсмические активности и ветровые нагрузки, рассчитав возможное обледенение, выдали заключение, что конструкцию необходимо усилить. В итоге аттракцион стал тяжелее на 15 тонн и способен выдержать колоссальные нагрузки».

Колёса обозрения нельзя устанавливать без учёта местности — для Петербурга и Сочи конструкции даже внешне могут быть разными, подчёркивает Куянов.

Колесо обозрения считается капитальным сооружением, для него требуется фундамент, его ставят на кадастровый учёт. Внимание к производству таких конструкций весьма пристальное со стороны всех контролирующих органов, говорит эксперт.

Тем не менее нельзя не отметить, что колёса обозрения чаще других аттракционов попадают в сводки происшествий — падают они, действительно, редко, но люди застревают в них часто.

Контроля мало не бывает?


Фото: РИА Новости

Идея депутата Татьяны Буцкой создать отдельный орган для контроля за аттракционами в профессиональной среде вызвала неоднозначную реакцию.

«И так контроля очень много. Важно, чтобы уже существующие требования полностью выполнялись на всех этапах», — заметил Георгий Джикия.

Антон Куянов предлагает пересмотреть подход к ежегодным проверкам, которые проходят все аттракционы сейчас.

«Зачастую мы видим, что иногда проверка проводится »для галочки«, специалист приходит, видит, что всё работает, и уходит, он не проверят, что под пятном ржавчины, есть ли трещины, в каком состоянии тросы и так далее. Если появится какой-то единый стандарт для таких проверок и его все будут исполнять, то это можно только приветствовать», — отмечает Куянов и призывает вывести вопрос с полномочиями потенциального надзорного органа на обсуждение отрасли.

Владиславу Ишкову идея создать ведомство по надзору за аттракционами нравится. «Мы полностью её поддерживаем и готовы помогать в создании нормативной базы», — говорит он.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент