От "Скорпиона" отказывается заказчик. Что дальше?
Во вторник 30 марта на судостроительном заводе «Пелла» в Ленинградской области завалился на бок рыболовный морозильный траулер «Скорпион». 31 марта стало известно, что заказчик, мурманская группа компаний «ФЭСТ», может отказаться от судна. Журналисты MASHNEWS выяснили, какая судьба ожидает головное судно проекта 1701.
По предварительным данным, заваливание произошло в ходе работ по кренованию судна. В это время на борту находилось 80 рабочих, 78 эвакуировались. Два человека остались внутри и погибли, ещё двое госпитализированы с переломами рёбер. В связи с этим возбуждено уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности при ведении строительных или иных работ (ч. 3 ст. 216 УК РФ).
Представитель «ФЭСТ» Илья Третьяков так объяснил позицию группы компаний:
«Очевидно, что никто не сможет дать гарантию на то, как повлияла вода на уже установленное на судно оборудование. Плюс то, что произошла трагедия, повлекшая смерть людей, — моряки очень суеверный народ, на нём никто работать не будет»
Главный конструктор одного из проектов Крыловского государственного научного центра (КГНЦ) назвал корреспонденту MASHNEWS возможную причину заваливания судна:
«КБ (бюро-проектант »Скорпиона« — хорватская компания Navis Concept) по всем этапам строительства должно делать расчёты об остойчивости судна. Вероятно, огрехи были допущены в этом. Корабль всегда должен быть остойчив, даже если цистерны не заполнены топливом. Их обычно не делают так, что они дают нагрузку на один борт. Нельзя исключать и следующий момент: если акватория открыта, то когда по ней кто-то идёт, значит, идёт и волна. Такие нюансы должно учитывать КБ. Я думаю, здесь нет принципиальной ошибки. Нужно провести перерасчёты и чётко убедиться, что там есть запасы, которые соответствуют требованиям регистра. Где-то что-то нарушили по каким-то причинам. Это либо конструктивная ошибка, заложенная КБ, либо заводские работы (или ошибка подрядчиков). Например, масса выше ватерлинии могла оказаться гораздо больше, чем должно. Так просто суда не переворачиваются».
Эксперт также развеял сомнения по поводу возможного прекращения строительства траулера:
«Достраивать будут однозначно, даже не сомневаюсь».
В настоящее время на судоверфи «Пелла» строится ещё один траулер по заказу ГК «ФЭСТ» — второе судно проекта 1701, «Лев». По словам Третьякова, корабль сталкивается с теми же самыми проблемами, что и его предшественник.
«Самая главная проблема изначально — не было главного инженера или строителя, который мог бы в комплексе координировать работы и следить за сроками, всё это было выполнено разными бригадами и разными отделами. Например, собранная часть судна мешала установке других узлов, и её приходилось демонтировать. Всё это повлияло в том числе и на неоднократный перенос сроков сдачи».
Заместитель генерального директора «Пеллы» Илья Вайсман на вопрос корреспондента MASHNEWS о ближайших планах в отношении «Скорпиона» заметил, что делать какие-либо заявления пока рано:
«Сейчас мы разбираемся (со всеми обстоятельствами произошедшего) и принимаем все необходимые меры, работа (по оценке ущерба и потенциальном восстановлении судна — ред.) идёт».
СПРАВКА MASHNEWS:
Рыболовные морозильные траулеры «Скорпион» и «Лев» предназначаются для донного и пелагического промысла, а также обработки улова на борту. Оба судна заложили 27 декабря 2017 года. На воду «Скорпион» спустили 10 июля 2019 года, а «Лев» — 25 октября.
Юлия Орлова, Мария Кормашова и Николай Андреев.