Особенности национального заказа. Корпорациям предписали покупать российские товары
Систему предоставления привилегий отечественным производителям унифицировали. С этого года большинство крупнейших компаний не вправе приобретать импортные автомобили, многие виды оборудования, сырья и другой продукции. Реформа затронет рынок объемом 9,3 трлн рублей в год.
Патриотический акт
Вступившие в силу 1 января поправки в Федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вводят национальных режим для государственных корпораций, субъектов естественных монополий, ресурсоснабжающих предприятий, а также компаний, более чем на 50% принадлежащих государству. Равно как на их дочерние и даже «внучатые» структуры.
В настоящее время в реестр включено более 95 тысяч таких спецзаказчиков. В том числе государственные корпорации («Росатом», «Ростех», «Роскосмос» и другие), структуры «Газпрома», «Ростелекома» и «РЖД», Сбербанк и ВТБ, «Почта России», «Аэрофлот», и так далее.
В конце декабря премьер-министр Михаил Мишустин подписал три списка. В «черный» включено 151 наименование импортной продукции, которая не может закупаться спецзаказчиками. В этот перечень вошли автомобили, локомотивы и вагоны, самолеты и вертолеты, многие виды медицинского оборудования, инструментов и станков, строительной техники, одежды и обувь, бумага и картон, шины, светильники, а также программное обеспечение и базы данных, аудиторские и финансовые консультативные услуги.
В «сером» списке 465 наименований товаров – произведенные за границей они могут приобретаться при условии, что в ходе конкурсных процедур не предложен российский аналог. В это перечень вошли музыкальные инструменты, компьютеры и средства связи, аудио- и видеотехника, медицинские и другие специальные приборы, электробытовая техника, многие виды сырья и полуфабрикаты, инструменты, комплектующие, мебель, а также алкогольные напитки, мясо- и молокопродукты и так далее.
Для еще 277 товаров, в том числе из «серого» списка, определены нормативы. Например, не менее половины приобретаемых спецзакачиками кассовых машин и мониторов должна быть российского производства, электрокардиографов – 60%, ноутбуков и смартфонов – 80%, марли – 90%. При этом разрешается приобретаемых до 95% импортных банкоматов, 82% видеокамер, 70% инкубаторов для новорожденных и других.
Привилегии предоставляются и в отношении отечественной продукции, не включенной ни в один из списков, – она закупается, даже если окажется дороже импортной на 15%.
СПРАВКА MASHNEWS
- Для государственных нужд национальный режим в поставках применяется уже больше десяти лет. Тогда как федеральный закон №223, регулирующий закупки так называемых «отдельных видов юридических лиц», до этого никаких оговорок против иностранных товаров не предусматривал.
- В 2024 году в рамках закона № 223-ФЗ было заключено 1,6 млн контактов на 9,3 трлн рублей.
- В реестр российской промышленной продукции включено 384,5 тысяч товаров, евразийский – 40,7 тысяч, единый реестра программ – 2,4 тысяч продуктов. Российскими производителями признано 5,6 тысяч предприятий.
Не нужен нам Boeing заморский
Новые ограничения распространяются на закупки, извещения о проведении которых опубликованы после 1 сентября.
Запрет на продукцию из «черного» списка касается в том числе получения их в аренду или лизинг. Эта меры затронет, в частности, распространенный способ получения российскими авиакомпаниями самолетов Boeing и Airbus. В форме лизинга (финансовой аренды) многие муниципальные перевозчики (в том числе, например, петербургский «Пассажиравтотранс») приобретают автобусы, Главный центр специальной связи – бронеавтомобили и грузовики, Новосибирский метрополитен – вагоны и так далее.
К российским приравниваются товары, произведенные в странах Евразийского экономического союза (кроме России в него входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия). Тогда как для членов БРИКС и других даже самым дружественных государств никаких льгот не предусмотрено – их продукция приравнивается к «недружественной».
Подтверждением происхождения товара признается включение его в реестр российской промышленной продукции, есть также аналогичный евразийский реестр и единый реестр российских программ. Специальные правила установлены для фармпроизводителей.
Своя рубашка дороже
В то же время предусматриваются многочисленные исключения. В частности, товары из «черного» списка могут приобретаться при наличии выданного Минпромторгом РФ подтверждения отсутствия отечественного аналога. Такое же правило установлено для поставок в рамках государственного оборонного заказа.
Некоторые виды иностранной продукции разрешается закупать в единичном экземпляре и по цене до 300 тысяч рублей.
Не ограничивается приобретение товаров для оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме, для ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций, а также для специальной военной операции. Кроме того, до 1 сентября национальный режим не затронет приобретение включенных в «серый» список медицинского оборудования.
По мнению управляющего партнера Адвокатского бюро CTL Дмитрия Кудрявцева, введение ограничений иностранной продукции по закону № 223-ФЗ является логичным продолжением регулирования в сфере госзакупок:
«Но помимо положительного эффекта для экономики это приводит к сложностям для участников. Отечественные аналоги не всегда соответствуют стандартам качества, необходимым или желаемым заказчиком. Импортной продукции сейчас и так крайне мало, а стоимость ее за последние годы существенно возросла. Поэтому, полагаю, сильно регулировать этот вопрос нецелесообразно», - говорит он.
Положительно изменения оценивает вице-президент Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты Елена Желтухина: «Учитывая положительный опыт применения национального режима непосредственно в госзакупках, стало очевидным, что государственные корпорации и естественные монополии также могут создать дополнительный внутренний спрос на отечественную промышленную продукцию. Поэтому унификация национального режима является значимым и долгожданным решением», – полагает Елена Желтухина.
«На сегодня доля отечественных товаров составляет более половины общего объема закупок. В целом, отечественные аналоги есть, выявлено около 50 номенклатур продукции, которая в России не производится», – заявил Mashnews вице-президент ПАО «Ростелеком» Александр Логинов.
«Механизмы запретов работают только когда на рынке существуют отечественные товары с нужными характеристиками. Введенные требования приведут к резкому росту спроса на российскую продукцию, производители которой могут оказаться к этому не готовы. Потребуется время, чтобы рынок «устаканился», – поясняет президент Ассоциации профессиональных участников торгов и закупок «Флагман» Юлия Климина.
Вне политики – вне конкуренции
Российские производители и их объединения открыто лоббировали введение ограничений. Так, по инициативе Ассоциации предприятий в сфере радиоэлектроники, информационных технологий, цифровых инноваций и инжиниринга Минфин включил в «серый» список ноутбуки, планшеты, серверы, смартфоны и тонометры, а в «черный» – электросчетчики.
«Эта продукция может успешно производиться на территории России и введение в ее в перечень позволит увеличить технологический суверенитет России, обеспечит еще большую независимость от иностранных поставщиков», – убеждена президент Ассоциации Ирина Митина.
Ограничения на закупку иностранных гаджетов поддержало и общество потребителей «Честный промышленник». Его председатель Екатерина Кратова видит множество «положительных социальных последствий как для самих производителей, так и для потребителей – начиная с роста количества рабочих мест, заканчивая вкладом в промышленную и экономическую сферу государства».
А Комитет по IT и вычислительной технике «Деловой России» предлагает установить и постоянно повышать обязательную ежегодную квоту закупок у российских производителей, в том числе электроники: «К настоящему моменту создана современная производственная база и организован выпуск радиоэлектронной продукции в объемах, позволяющих в полной мере удовлетворить потребности государственных заказчиков или отдельных видов юридических лиц», – отмечается в заключении комитета.
ВТО нам не указ
В ходе публичного обсуждения проекта поправок, регламентирующих национальный режим, эксперты указывали на нарушение принципов Всемирной торговой организации (ВТО). «Механизмы установления приоритета продукции отечественных производителей при закупках не могут предусматривать преференции отечественным производителям, либо запреты или ограничения в отношении товаров иностранных», – заявила Алина Сотникова из ПАО «РусГидро». В нефтяной компании «Роснефть» также убеждены, что вводимые ограничения могут «повлечь риски понуждения заказчиков (в том числе в судебном порядке) в предоставлении одинаковых условий в отношении товаров российского происхождения и товаров из стран ВТО».
В Министерстве финансов РФ апеллируют к оговоркам, с которыми России подписала так называемое Марракешское соглашение о вступлении в ВТО (список исключений содержит 5,5 тысяч страниц). Тогда как доводы экспертов подтверждаются судебной практикой – на обязанность России предоставить ввозимым товарам «режим не менее благоприятный, чем аналогичным товарам отечественного происхождения» неоднократно указывали в том числе Верховный суд России.
Windows from Russia
Особые условия вводятся для импортозамещения программных продуктов. Еще год назад Минцифры предписало государственным компаниям к 1 января 2025 года перейти на российские операционные системы, офисные пакеты и антивирусы. Новый регламент разрешает закупать продукты Microsoft и других «враждебных» производителей только при отсутствии отечественных аналогов.
«Многие компании уже создали свою IT-инфраструктуру на продуктах западных поставщиков, переход на отечественные аналоги будет для них достаточно сложным и потребует существенных вложений. Кроме того, западные продукты и технологии зачастую давно представлены на рынке и обладают высоким уровнем качества. Поэтому, несмотря на политические и экономические санкции, часть российского бизнеса продолжает использовать иностранные решения», – поясняет генеральный директор BIA Technologies Александр Наумцев.
Основатель Альянса перспективных технологий Ильдар Саттаров сравнивает процесс перехода на отечественные решения с капитальным ремонтом старой квартиры: «Пока перекладываешь электропроводку уже пора чинить батареи. А вскоре обнаруживаешь еще и прогнивший пол. Другими словами – замена одного офисного пакета может «цепочкой» потребовать обновления всей IT-инфраструктуры. А это - время, деньги и нервы персонала, вынужденного переучиваться на новую систему. По последним данным около 60% рынка программного обеспечения все еще контролировалось иностранными вендорами».