Основатель частной космической компании заплатит миллионы за потерянные спутники
Бывший гендиректор космической компании «Даурия» Сергей Иванов привлечен к субсидиарной ответственности на сумму 395 млн рублей из-за потери двух спутников, созданных по заказу Роскосмоса. Что погубило один из самых ярких космических стартапов страны, разбирался MASHNEWS.
Спутники не вышли на связь
30 ноября 2023 года Арбитражный суд Московского округа отказал в удовлетворении кассационной жалобы Сергея Иванова. Он будет привлечен к субсидиарной ответственности по долгам научно-производственного предприятия «Даурия».
Иванов был генеральным директором этой компании с 2012 по 2020 год. Решение суда еще может быть обжаловано в Верховном суде.
«Даурия» была создана в 2011 году и стала одной из немногих частных компаний в России, занимающихся космическими технологиями. Фатальным для нее стал контракт с Роскосмосом на поставку двух спутников.
За 310 млн рублей компания обязалась разработать и подготовить к запуску спутники МКА-Н. Это был первый в России госконтракт на разработку спутников, доверенный частной космической компании. Договор с Роскосмосом «Даурия» заключила 20 декабря 2012 года.
«Даурия» изготовила два 10-килограммовых аппарата МКА-Н, предназначенных для зондирования земной поверхности. В космос аппараты запустили в июле 2017-го - на два года позже запланированного.
Тогда на орбиту было выведено сразу 73 спутника. А уже через месяц после запуска - в августе 2017-го - Роскосмос потребовал у «Даурии» оплатить неустойку за срыв сроков. В марте 2018 года Арбитражный суд Москвы вынес решение взыскать с «Даурии» 5,8 млн рублей неустойки. В ответ «Даурия» отсудила у Роскосмоса только 175 тыс. рублей за экспертизу проекта.
Пока эти дела разбирались в судах, в Роскосмосе и в «Даурии» пытались установить связь с запущенными спутниками МКА-Н. Безуспешно. Сейчас они считаются потерянными.
В 2018 году Роскосмос через суд потребовал расторжения контракта с «Даурией» и полного возврата средств. В августе 2019 года Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск. Заседание проходило в закрытом режиме.
15 декабря 2020 года научно-производственное предприятие «Даурия» было признано банкротом.
Таинственная аномалия
В «Даурии» с претензиями Роскосмоса из-за потери связи со спутниками были не согласны.
«ГК «Роскосмос» требует вернуть все средства, выплаченные по госконтракту, отказывает в проведении аварийной комиссии, которая могла бы установить причины сбоя, а представители госкорпорации публично сообщают недостоверные факты или замалчивают реальные обстоятельства», - говорится в релизе «Даурии Ауроспейс» (учредителя НПП «Даурия») от 17 апреля 2018 года.
В компании обращали внимание на то, что оператором запуска было НПО имени Лавочкина, которое разрабатывало систему адаптации спутников на разгонный блок «Фрегат», и осуществляло монтаж спутников на разгонный блок.
Говоря о причинах ЧП, в компании ссылались на некую аномалию в разгонном блоке «Фрегат», которая, считают в «Даурии» и могла привести к тому, что спутники не заработали.
Во время запуска связь была потеряна не только с двумя аппаратами МКА-Н «Даурии», лишилась своих спутников и компания AstroDigital, которая в итоге получила страховку.
«С нас же требуют оплатить всю стоимость контракта, хотя аномалия на двигателе могла повлиять и на наши спутники», - говорилось в заявлении компании.
«Даурия» предлагала за свой счет изготовить еще два спутника МКА-Н. Но этот вариант не был принят.
Гендиректор «Даурии» Сергей Иванов еще в конце 2018 года в беседе с «Газетой.RU» прогнозировал банкротство компании из-за иска Роскосмоса.
«Работа полностью подорвалась, работа с потенциальными заказчиками, инвесторами… Сейчас компания заморожена. Если Роскосмос будет в этом направлении двигаться, компания будет банкротиться», - заявил Иванов.
На тот момент дела у компании шли уже очень плохо. За 2018 год НПП «Даурия» заработала 224 тыс. рублей, в то время как в 2017 выручка составила 201 млн рублей.
Перспективный стартап
А начиналось все очень неплохо. Основатели «Даурии Аэроспейс» (эта компания выступила учредителем НПП «Даурия») - Михаил Кокорич, Сергей Иванов и Дмитрий Хан – были знакомы с детства, они вместе учились в физико-математической школе при Новосибирском государственном университете. Идеологом создания компании, которая займется космическими технологиями, был Михаил Кокорич (в то время он был основным владельцем торговой сети «Техносила»).
«Даурия» привлекла инвестиции от венчурного фонда и получила грант Фонда Сколково. В 2015 году компания продала два своих спутника американской фирме Aquila Space.
Стартап активно присутствовал в медиапространстве, руководство «Даурии» участвовало в крупных конференциях и форумах, выступало с громкими инициативами. Например, в 2014 году Михаил Кокорич на коллегии по ВПК предложил наладить запуск спутников с МКС.
Этому проекту не суждено было сбыться, у компании начались сложности со своими спутниками.
В 2018 году НПП «Даурия» прекратило деятельность.
Михаил Кокорич, который в 2015 году продал свою долю в «Даурии» и уехал в США, сейчас является владельцем компании со штаб-квартирой в Швейцарии. Предприятие разрабатывает сверхскоростной воздушный транспорт - гиперплан.
Сергей
Иванов теперь - акционер и исполнительный директор ГК «Эфко», специализирующей
на биотехнологиях и производстве продуктов питания.
Дело Иванова
25 октября 2022 года конкурсный управляющий НПП «Даурия» подал заявление в Арбитражный суд Москвы о привлечении Сергея Иванова, руководившего компанией до банкротства, к субсидиарной ответственности на сумму 395 млн рублей. В первой инстанции суд отказал, посчитав, что доказательств, свидетельствующие о том, что действия Сергея Иванов С.Н. привели к банкротству фирмы, в деле отсутствуют.
Но 8 августа 2023 года Девятый арбитражный апелляционный суд отменил это решение и постановил привлечь экс-топ-менеджера к субсидиарной ответственности. Посчитав, что Иванов «не предпринимал мер к восстановлению платежеспособности должника»
Тогда же Иванову припомнили срыв сроков по изготовлению спутников, а также заключение договоров с компаниями, которые были признаны аффилированными с «Даурией». Впоследствии эти компании подали иски о взыскании на 563 млн рублей и включению в реестр кредиторов.
Всего сейчас в судах находится девять дел в отношении НПП «Даурия» с общей суммой исковых требований 942 млн рублей.
Суд указал, что контракт с «Даурией» Роскосмос разорвал из-за несоответствия выполненных работ техзаданию, а причины потери связи со спутниками находятся за рамками разбирательства.
30 ноября Арбитражный суд Московского округа оставил без удовлетворения кассационную жалобу Иванова.
Если экс-топ-менеджер не обжалует это решение в Верховном Суде России, то приставы получат право взыскать с него 395 млн рублей, из них — 302 млн рублей в пользу Роскосмоса, 24 млн рублей — НПО имени Лавочкина, 3 млн — ЦНИИмаша.
Бизнесу нужен космос
Частные компании все больше интересуются космическими технологиями. Это мировая тенденция. Роскосмос тоже готов работать с частным бизнесом.
«Сейчас основной программой для Роскосмоса является российская глобальная спутниковая система «Сфера». Роскосмос готов работать в тесном контакте с частными компаниями, у которых есть планы по созданию собственных группировок спутников. Это связано с ростом спроса на космические услуги. Раз есть спрос, рождается и предложение. Россия не стоит в стороне от этой устойчивой мировой тенденции», - сказал MASHNEWS директор Центра координации научных исследований ГУАП, член экспертного совета АНО «Платформа НТИ» Алексей Рабин.
Частные компании могут быть более гибкими и инновационными в своих подходах к производству космических аппаратов, говорит он.
«Одновременно, не будем забывать, что процесс получения заказа может быть сложным и требовать соответствия жестким стандартам. К тому же, инновационная деятельность рисковая по определению. В производстве космических аппаратов риски несут и частные, и государственные компании. Однако, частные компании могут сталкиваться с дополнительными финансовыми рисками», - объясняет Алексей Рабин.
Точку в истории с «Даурией» ставить еще рано,. сказала MASHNEWS руководитель проектов Банкротного направления юридической фирмы VEGAS LEX Валерия Тихонова.
«Удовлетворение заявления о привлечении лица к субсидиарной ответственности – это середина пути для кредиторов. Реальное взыскание с субсидиарного ответчика присужденных сумм – процесс долгий и не всегда приводящий к результату”, - говорит Валерия Тихонова.
MASHNEWS попытался получить комментарии в нескольких частных космических компаний, но все они говорить о деле Иванова и «Даурии» отказались.