06 августа 2025 10:41
читать 4 минуты

ОСК является основным претендентом на контракт по строительству серии судов снабжения для северного завоза

Речь идет о 10 кораблях ледового класса, строительство которых, вероятнее всего, будет осуществляться на одной из верфей Санкт-Петербурга.

Иллюстративное фото: «Fesco».

О планах по строительству судов-снабженцев для северного завоза по Севморпути изданию «Ведомости» рассказали два источника: один – близкий к ОСК, второй – знакомый с ходом формирования этого контракта.

По словам первого собеседника, В числе претендентов, имеющих соответствующие компетенции, он назвал Балтийский завод, «Адмиралтейские верфи» и Выборгский судостроительный завод. Ориентировочная стоимость одного судна собеседнику не известна.

Минпромторг 29 июля объявил конкурс на разработку технического проекта судна снабжения для обеспечения северного завоза по СМП. В конкурсной документации, с которой ознакомились «Ведомости», указано, что судно должно соответствовать классу Arc7 (самостоятельное передвижение во льдах толщиной 1,4–1,7 м), иметь возможность перевозки контейнеров и опасных грузов. Одно или несколько проектных бюро ОСК «с большой долей вероятности» примут участие в конкурсе на разработку техпроекта, объявленного Минпромторгом, говорит источник, близкий к компании.

Иллюстративное фото: «Восточный центр государственного планирования».

Предполагается, что дедвейт судна составит 18 000–20 000 т, грузовместимость трюмов – 18 000–19 000 куб. м. Наибольшая длина не должна превышать 170 м, ширина – 23 м, а скорость – не менее 14 узлов (почти 26 км/ч). Проектировщику также предстоит предусмотреть установку на борту кранов грузоподъемностью до 80 т. Цена контракта составляет почти 200 млн руб., итоги электронного аукциона подведут 25 августа. Выполнить работы проектант должен будет в два этапа с завершением в ноябре 2026 г. Внедрение разработанных технологий, т. е. переход к производству судов, ожидается в период 2027–2029 гг.

Россия испытывает дефицит современных судов-снабженцев, предназначенных для перевозки различных грузов по СМП, подчеркивается в конкурсной документации. В связи с этим особый интерес представляет создание судна высокого ледового класса, способного за один рейс перевозить большое количество разнообразных грузов и обеспечить их выгрузку, отмечается там.

Северный завоз представляет собой снабжение российских территорий Крайнего Севера жизненно важными товарами. Он осуществляется воздушным, речным и морским транспортом, в том числе по СМП. В 2024 г. объем перевозок по СМП, включая северный завоз, составил 37,9 млн т (+4% г/г), план на 2025 г. – порядка 40 млн т.

В 2025 г. объем северного завоза составит 3,4 млн т, включая 2 млн т угля, 1,1 млн т нефтепродуктов и 300 000 т продовольствия, медикаментов и стройматериалов, говорил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства 2 июля. По оценке министра, более 90% от совокупного объема доставки в рамках северного завоза обеспечивает водный транспорт – в общей сложности 444 судна. Тогда он говорил, что Минвостокразвития вместе с Минпромторгом и «Росатомом» проанализировал структуру флота, используемого для северного завоза, и вместе с судовладельцами готовит программу его обновления.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!