ОСК вложит в обновление верфи «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде 15 млрд рублей
Верфь сможет практически удвоить объем выпуска основного типа судов – сухогрузов

Иллюстративное фото: «Красное Сормово».
О планах корпорации «Ведомостям» рассказал источник в одном из конструкторских бюро и подтвердил собеседник, знакомый с планами по обновлению верфей ОСК.
После модернизации к 2030 г. предприятие, по словам собеседников издания, сможет выпускать ежегодно до 20 сухогрузов. Сейчас мощности верфи рассчитаны максимум на 12 таких судов в год.
По словам одного из них, работы планируется начать в конце 2025 г., а инвестиции будут направлены на изменение процесса серийного выпуска гражданских судов – верфь будет строить их из крупных блоков.
Специализацией завода останется строительство сухогрузов. Проектная документация по изменениям находится в высокой степени готовности, уточнил собеседник.
Модернизация «Красного Сормова» направлена на увеличение производственных площадей и мощностей верфи, подтвердил другой источник «Ведомостей». По его словам, инвестиционный проект планируется разбить на три этапа, реализовывать которые будут параллельно. На первом этапе проведут реконструкцию нескольких цехов, включая корпусообрабатывающий и сборочно-сварочный, построят камеры окраски, увеличат мощности инженерной инфраструктуры. Также предусмотрено удлинение достроечной набережной.
Второй этап предполагает обновление имеющегося и закупку нового оборудования, продолжает собеседник. На эти цели планируется потратить до 65% общего объема вложений. Третий этап связан с переобучением сотрудников, включая инженеров. По словам источника, при достаточном объеме финансирования всю модернизацию могут завершить не к 2030 г., а уже в 2028 г.
Иллюстративное фото: «Красное Сормово».
Схожий порядок обновления нижегородской верфи описывал гендиректор ОСК Андрей Пучков в ноябре 2024 г. во время визита на судозавод. «Ведомости» направили вопросы в ОСК и «Красное Сормово».
Нижегородская верфь строит речные и морские суда длиной до 160 м, шириной 17 м и дедвейтом до 13 000 т. В портфеле заказов «Красного Сормова» несколько серий сухогрузов проекта RSD59 для ГТЛК, круизные лайнеры проекта 00840 «Карелия», а также краболовы-процессоры проекта КСП01 для Северо-Западного рыбопромышленного консорциума.
В их числе контракт на строительство 34 сухогрузов, подписанный в июле 2023 г., который стал шестым по счету для этой верфи и самым крупным за всю историю сотрудничества ГТЛК с предприятиями ОСК. Суда проекта RSD59 класса «река – море» предназначены для перевозки генеральных и навалочных грузов, а также зерна, круглого леса и угля.
При этом в 2024 г. «Красное Сормово» столкнулось с разрывом ликвидности из-за убытков, вызванных превышением стоимости строительства судов над ценами в заключенных контрактах, следует из отчета предприятия по РСБУ.
Выручка завода в прошлом году выросла в 1,6 раза до 13,9 млрд руб., а чистый убыток увеличился в 2,5 раза по сравнению с 2023 г. и достиг почти 3,5 млрд руб. Прогноз на 2025 г. предполагает получение убытка в 2,16 млрд руб. в связи с переносом сдачи заказчикам 10 судов с 2024 г., говорится в отчете.

Иллюстративное фото: «Красное Сормово».
Нижегородская верфь стала уже третьим судостроительным предприятием, в отношении которого ОСК определила планы по модернизации. Пока наибольший объем вложений – 100 млрд руб. – запланирован в реконструкцию «Северной верфи» в Санкт-Петербурге. Заводу предстоит пройти серьезную модернизацию для увеличения дедвейта выпускаемых судов почти втрое до 35 000 т («Ведомости» писали об этом 4 декабря).
Обновление «Адмиралтейских верфей» обойдется примерно во столько же, сколько и «Красного Сормова», – в 15 млрд руб. Предполагается, что после реконструкции предприятие сможет строить одновременно несколько танкеров типа Aframax (дедвейт 80 000–120 000 т), предназначенных для перевозки нефти («Ведомости» писали об этом 20 января).
Председатель правления ВТБ Андрей Костин, возглавляющий сейчас совет директоров ОСК, в интервью Reuters в начале декабря 2024 г. оценивал необходимый объем инвестиций на проекты модернизации верфей в Петербурге и на строительство новой на Дальнем Востоке в 500–750 млрд руб. Всего ставится задача увеличить объем производства судов в 2–3 раза до 1000 единиц к 2036 г.
Вероятность того, что верфи удастся договориться с заказчиками о переносе сроков контрактов либо об индексации цен по ним, высока, полагает доцент кафедры менеджмента петербургского филиала РАНХиГС (Президентской академии) Линда Рыжих. По ее словам, заказчики заинтересованы в эффективности верфи, даже несмотря на возможную корректировку сроков строительства судов.
«Красное Сормово» специализируется именно на строительстве сухогрузов, указывает директор департамента консалтинга SBS Consulting Дмитрий Бабанский. По его оценке, удвоение производительности завода, заявленное проектом модернизации, – вполне реалистичный показатель с учетом значительного спроса на рынке и довольно устаревшего эксплуатируемого флота этой категории.