10 января 2023 19:21
читать 8 минут

ОСК усиливает контроль за верфями. Первый — Выборгский судостроительный завод

2023 год в судостроении начался с кадровых перестановок. Свой пост досрочно покинул генеральный директор Выборгского судостроительного завода Сергей Соловьёв, руководивший предприятием 10 лет. В Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) говорят о системном решении, меняющем систему управления предприятиями. Источники MASHNEWS назвали имя возможного преемника Соловьёва.

Неожиданная замена

Решение о досрочном прекращении полномочий Сергея Соловьёва с 9 декабря 2022 года единогласно приняли за день до этого на совете директоров Выборгского судостроительного завода (ВСЗ). Врио генерального директора назначен Алексей Рахманов, глава Объединённой судостроительной корпорации, в которую входит ВСЗ.

Представители отрасли, с которыми поговорили журналисты MASHNEWS, не смогли припомнить подобных досрочных прекращений полномочий руководителей местных верфей за последние годы. Не помнят они и случаев, когда региональный завод, входящий в ОСК, возглавил бы директор корпорации.

Рахманов будет руководить предприятием до избрания нового генерального директора ВСЗ, отмечается в сообщении на портале Центра раскрытия корпоративной информации.

В пресс-службе ОСК сообщили, что кадровые перестановки на Выборгском судостроительном заводе — это начало изменения системы управления в корпорации.

«В целях повышения управляемости ключевыми активами группы ОСК инициированы корпоративные мероприятия, включающие передачу функций единоличных исполнительных органов в управляющую компанию. Выборгский судостроительный завод — первое общество группы ОСК, с которого начались мероприятия по изменению системы управления. При этом Алексей Рахманов остаётся в должности генерального директора АО »ОСК« как управляющей компании», — сообщила пресс-служба ОСК.

Убытки и конфликты

Александр Соловьёв возглавлял ВСЗ с 2012 года, в мае прошлого года его полномочия продлили до 2027 года.

По итогам 2021 года выручка ВСЗ увеличилась в 1,6 раза, до 7,5 млрд рублей, а убыток составил 2,02 млрд. Как пояснял Соловьёв, убытки предприятия связаны с долгами завода, которые тянутся ещё со времен передачи ВСЗ в состав ОСК. По его прогнозам, финансовые показатели предприятия должны были улучшиться с 2024 года.

Ожидается, что исправить ситуацию может докапитализация Выборгского судостроительного завода со стороны ОСК на 15,3 млрд рублей.

Как напоминает источник в отрасли, у Александра Соловьёва — давний конфликт с Алексеем Рахмановым (возглавляет ОСК с 2014 года), вылившийся в публичную плоскость в 2019 году.

Один из собеседников MASHNEWS заявил, что в ситуацию, которая привела к кадровым перестановкам на ВСЗ, вмешались не только гендиректор ОСК, но и «другие силы». При этом он считает — есть шанс, что Александр Соловьёв ещё может вернуться на свой пост.

Так случилось с гендиректором ОАО «Завод Нижегородский теплоход» (впрочем, этот завод не имеет отношения к ОСК) Сергеем Коноваловым: в 2014 году он был без объяснения причин уволен, а через год назначен главой завода повторно и руководил предприятием до 2018 года.

Контроль и ответственность

Изменения в системе управления ОСК проводятся для усиления контроля за тем, что происходит на верфях, предполагают представители отрасли.

Опрошенные MASHNEWS аналитики отмечают, что схема, при которой головная компания холдинга берёт на себя функции управляющей структуры своих дочерних организаций, используется в разных отраслях экономики. Например, «Россети» выступили в роли управляющей компании для межрегиональных сетевых распределительных компаний (МРСК), напоминает Дмитрий Марков, начальник отдела торговых операций брокерской компании ООО «Петербургский технический центр», автор стратегий автоследования в «Финаме». По его словам, в случае «Россетей» усиление контроля за работой межрегиональных центров и внедрение на них единых стандартов оказалось эффективным. «В итоге МРСК улучшили финансовые результаты», — говорит Дмитрий Марков.

«Если предположить, что глава ОСК будет одновременно и гендиректором всех предприятий, входящих в корпорацию, то такое решение может быть разумным. Поскольку в таком случае руководитель корпорации будет нести ответственность за всё, что происходит на верфях. Но если мы говорим о конкретных персоналиях, то назначение Алексея Рахманова руководителем предприятий никакого положительного эффекта не принесёт», — считает один из отраслевых экспертов.

«Достаточно посмотреть на то, что сейчас происходит с нашим военным кораблестроением, — ничего хорошего. Маломерного военного флота нет, корабли строятся очень долго. Модернизация верфей буксует», — продолжает собеседник MASHNEWS.

«Более-менее эффективно работают предприятия, которые сохранили максимальную независимость от ОСК, в частности, Севмаш, у руководства которого есть выходы на первых лиц государства», — заключает он.

Возможный преемник

По данным двух собеседников издания, ключевой пост на Выборгском судостроительном заводе в итоге займёт 46-летний Сергей Черногубовский. Контекст назначения источники не раскрыли. По их мнению, одной из задач нового руководителя станет снижение кредиторской задолженности верфи и усиление работы в рамках гособоронзаказа.

Сергей Черногубовский родился 1 сентября 1976 года. По образованию — инженер-кораблестроитель, более 20 лет работает в отрасли. Был директором департамента гражданского судостроения ОСК, занимал пост первого замдиректора — замдиректора по производству Севастопольского морского завода (филиал Центра судоремонта «Звёздочка», входит в ОСК). На Севморзаводе Черногубовский отвечал за постройку плавкранов, курировал ремонт гражданских судов и кораблей ВМФ.

Черногубовский в беседе с корреспондентом MASHNEWS отказался комментировать своё возможное назначение. В пресс-службе ОСК на вопрос о новом главе ВСЗ оперативно ответить не смогли.

По информации другого собеседника издания, Черногубовского могут назначить на пост исполнительного директора ВСЗ. Назначение планируется провести до конца зимы.

СПРАВКА MASHNEWS:
Выборгский судостроительный завод основан в 1948 году как завод №870, нынешнее название верфь получила в 1965-м. С 2012 года находится под контролем ОСК, является одним из крупнейших предприятий корпорации. ВСЗ выполняет и гражданские, и оборонные заказы. В ноябре прошлого года ВСЗ заложил ледокол мощностью 18 МВт для «Росморпорта». Завод занимается строительством рыболовных траулеров для группы «ФОР», АО «Архангельский траловый флот» и ООО «Норд Пилигрим». Осенью прошлого года ВСЗ спустил на воду сторожевой корабль, который строится по заказу пограничной службы ФСБ. Ожидается, что серия этих судов будет продолжена.

Екатерина Миронова, Дмитрий Чайка для MASHNEWS

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: