14 апреля 2025 09:45
читать 11 минут

Ось демпинга: Донецкая железная дорога продает рекордную партию колесных пар

Донецкая железная дорога выставила на торги 16 тысяч пар железнодорожных колес, многие из них произведены еще в семидесятые-восьмидесятые годы. Судьба вагонов неизвестна, а лот от железнодорожников может всполошить рынок б/у колес, где в последние годы наблюдался дефицит.

По разным станциям

Аукцион по продаже колесных пар состоится 15 апреля, продавец — ГУП «Донецкая железная дорога», стартовая цена 2,38 млрд рублей. Колесные пары продаются четырнадцатью лотами, разделение обусловлено в первую очередь местонахождением имущества. Так, 3384 колесных пар ждут покупателя на станции Дебальцово-Сортировочная, 2273 — на Иловайске-Угольном, 2620 — на Асфальтобетонном заводе в Иловайске, почти 2000 пар хранятся в Дебальцово. В аукционной документации указано, что сами колесные пары являются госсобственностью, а ГУП «Донецкая железная дорога» - ее распорядитель.

Для участия в аукционе интересанты должны внести 20% аванса, победителю нужно за 10 дней подписать договор, а затем вывезти колесные пары с территории станций. Сроки очень сжатые. 22 марта «Донецкая железная дорога» объявила о проведении торгов, а уже 11 апреля закрыла прием заявок.

Это уже третья попытка предприятия продать колесные пары. 27 декабря 2024 года «Донецкая железная дорога» выставила имущество на торги, а через два дня сама отменила аукцион.

Затем ГУП объявил прием заявок на двухмиллиардное имущество 28 декабря 2024 года, заявки принимались до 9.00 17 января. То есть, фактически на подачу заявки и внесение задатка у интересантов оставалось четыре дня после новогодних праздников. Причем, продажа колесных пар шла одним лотом, а размер задатка составлял более 400 млн рублей. Ни одной заявки не поступило.

В этот раз имущество разбито на 14 лотов разной ценовой категории, самый дорогой — 509 млн рублей, за эту сумму можно купить 3384 колесных пары. Начальная цена самого дешевого лота — 5,3 млн рублей, продаются 44 колесные пары, находящиеся на территории строительно-монтажного производственного объединения на станции Ясиноватой.

Где же вагоны

В конце 2018 года в ДНР началось расследование громкого уголовного дела — Донецкое агентство новостей сообщало, что местная Генпрокуратура выявила схему продажи железнодорожных вагонов третьим лицам на сумму 5 млрд рублей. Причем, средства, полученные в результате сделок, в бюджет региона не попали. Были у силовиков вопросы и к трансграничному концерну «Железные дороги Донбасса». В декабре 2023 года РИА Новости обнародовало информацию о том, что генерального директора предприятия задержали по подозрению в злоупотреблениях должностными полномочиями, они также заключались в передаче государственного имущества третьим лицам.

Связаны ли эти события с появлением на территории ГУП «Донецкая железная дорога» 16 тысяч колесных пар, неизвестно. Предприятие на запрос Mashnews не ответило.

Тем не менее, известно, что предприятие старые вагоны продавало. По крайней мере, раньше. Например, в 2020 году «Донецкие железные дороги» объявляли торги на 50 списанных полувагонов.

При этом в самой ДНР с вагонами все непросто.  По данным портала «Техника железных дорог», в регионах в 2023 году фиксировался дефицит подвижного состава, особенно в грузовом сегменте. И даже рассматривалась возможность направить на эти территории списанные зерновозы и хопперы.

Б/у ось, и понеслось

Срок жизни у колесных пар и вагонов разный. Колесные пары могут прослужить дольше. Вот и в аукционной документации на продажу 16 тысяч колпар из ведомости оценки следует, что большинство выставляемых на торги колесных пар ремонтопригодные. И это при том, что некоторые из них были изготовлены еще в 1960-е годы, хотя основная масса все же выпущена в семидесятые, восьмидесятые и девяностые годы.

В России существует рынок б/у колесных пар. Несмотря на внешнюю простоту конструкции на самом деле это технологичные изделия и их активно покупают вагоноремонтные компании для приведения в порядок подвижного состава. На интернет-досках объявлений колесные пары обычно продают единицами в диапазоне 250-300 тысяч рублей. Средняя цена одной колпары из ДНР — 148 тысяч рублей.

«Стартовая цена за пару выглядит вполне привлекательной», - сообщил Mashnews эксперт консалтинговой компании «Рельсы&Шпалы» Артем Ужанский.

Несмотря на то, что в документации к торгам про каждую пару лишь одна строчка, в которой содержится год выпуска и пригодна ли она к ремонту, даже такие скромные данные, могут быть интересы потенциальным покупателям. Колесные пары востребованы рынком, особенно крупные партии.

«В 2021–2022 годах из-за роста производства вагонов, ухода некоторых иностранных поставщиков и ограничений на импорт началась острая нехватка колесных пар. Производители вроде ОМК, «Евраз» НТМК, «Проммашкомплект» увеличивали загрузку, но полностью удовлетворить спрос было сложно. На 2024–2025 годы дефицит уже не столь острый, но локальный дефицит, особенно ремонтопригодных и б/у комплектующих, по-прежнему встречается», - рассказал Артем Ужанский.

Без права на замену

В вагоноремонте колесные пары делят на два типа — НОНК и СОНК. Их суть — в аббревиатурах. НОНК — это новая ось, новые колеса, то есть колпары непосредственно от завода-изготовителя. СОНК — старая ось, новые колеса.

«Для грузовых вагонов с осевой нагрузкой 25 тс устанавливаются колесные пары с осью РВ2Ш, а на вагоны с осевой нагрузкой 23,5 тс (типовые) в колесные пары с осью РУ1Ш. Б/у колесные пары могут применяться только при ремонтах грузовых вагонов. Стоимость б/у колпары зависит от ее состояния, в первую очередь, от толщины обода колеса. Таким образом, срок использования колесной пары напрямую зависит от износа колеса. Обычно срок службы колеса составляет около 8 лет», - отметил в беседе с Mashnews Александр Поликарпов, управляющий партнер, сооснователь ROLLINGSTOCK Agency, изучивший по просьбе редакции документацию к выставляемым на торги колесным парам.

Эксперт подчеркнул, что раньше при ремонте на типовые вагоны можно было устанавливать колесные пары с осью РУ1 нового формирования, но с 2017 года это запрещено.

«В соответствии с нормативными требованиями на пространстве 1520 на новые грузовые вагоны можно ставить только колесные пары НОНК – новая ось новое колесо. Ранее сформированные колпары с осью РУ1 дорабатывают до истечения ресурса колес, потом списываются оси. В тендерном предложении «Донецких железных дорог» значительную долю составляют именно колесные пары с осью РУ1, то есть фактически одноразовые оси – без возможности дальнейшего использования», - рассказал Александр Поликарпов.

По оценкам возглавляемого Александром Поликарповым ROLLINGSTOCK Agency, в 2025-2027 годы потребность нового формирования в колпарах, как НОНК и СОНК, так и СОНК, составит 430-475 тысяч в год.

«Следовательно, объем предложения в тендере «Донецкой железной дороги» составляет около 3,5% от годовой потребности в новых колпарах. При этом, учитывая тренд последних месяцев, это может привести к росту предложения б/у колпар», - отметил эксперт.

По словам Артема Ужанского, даже несмотря на то, что многие выставляемые на продажу колесные пары отметили 50-летний юбилей, они до сих пор представляют определенную ценность.

«Колесная пара должна выдерживать огромные нагрузки, циклы усталости, вибрации и перепады температур. Качество стали, тепловая обработка, точность обработки, балансировка — все это критично», - перечислил Артем Ужанский и подчеркнул, что даже если сама колпара уже не может использоваться по прямому назначению, многие ее детали могут пригодиться в качестве запчастей. Но даже если и ремонтировать нечего, объект продолжает представлять материальную ценность — уже с точки зрения металла.

Вес одной колесной пары в зависимости от модели варьируется от одной до полутора тонн. Правда, отметили эксперты, если покупатели на колпары от «Донецких железных дорог» все же найдутся, неважно, будут это вагоноремонтные компании или скупщики металлолома, им предстоит решить сложную задачу - по транспортировке партии в другие регионы, ведь колпары продаются на условиях самовывоза, причем, из разных районов ДНР.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!