20 ноября 2024 17:17
читать 10 минут

Опережая инфляцию. ФАС хочет поднять тарифы на перевозки с декабря

Регулируемые тарифы растут примерно в полтора раза быстрее инфляции и рыночных цен. Энергоресурсы в наступающем году подорожают на 11%, грузовые железнодорожные перевозки – на 14%. Увеличение расходов производители должны компенсировать ростом доходов.


Эх, дороги

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) собирается уже с 1 декабря проиндексировать цены на грузовые железнодорожные перевозки на 13,8%, контейнерные – почти 19%.

Проект приказа ФАС об индексации ставок тарифов за перевозку грузов размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов 8 ноября. Сейчас документ проходит антикоррупционную экспертизу.

Согласно документу, отправители грузов также должны будут доплатить 1,07% на капитальный ремонт инфраструктуры, 1,01 – за обеспечение транспортной безопасности и 1,015% – в качестве «компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства».

Столь существенное увеличение тарифов, как поясняет ФАС, необходимо для «достижения сбалансированности финансовой модели» РЖД и финансирования инвестиционной программы. «В конечном итоге это будет способствовать развитию пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, обеспечению безопасности ‎и бесперебойности перевозочного процесса и удовлетворению в полном объеме растущих потребностей в вывозе продукции», – пояснили в антимонопольной службе.

Вырастут тарифы и в других регулируемых сферах. Так, опять же в целях «реализации крупных инвестиционных проектов» тарифы на электроэнергию для корпоративных потребителей планируется увеличить на 11,5%. Индексация на 10,3% оптовых цен на газ и 11,3% на услуги по его транспортировки объясняется необходимостью обеспечить надежность поставок, а также реализацией программ социальной газификации и подключения новых регионов. А для предприятий электроэнергетики и ЖКХ газоснабжение подорожает сразу на 21,3%.


СПРАВКА MASHNEWS

  • Действующее положение о государственном регулировании цен было подписано премьер-министром Виктором Черномырдиным почти 30 лет назад, последние правки в него вносились в апреле этого года. Сегодня федеральным органам власти делегируется определять тарифы на электрическую и тепловую энергию, энергоресурсы (нефть и газ), железнодорожные перевозки пассажиров и грузов, услуги аэропортов и морских портов (являющихся естественными монополистами), продукцию оборонного назначения, алмазное сырье и драгоценные камни, аэронавигационное обслуживание и в ряде иных сфер.

 

Минус в плюс

Инфляцию в этом году Минэкомразвития обещало удержать на уровне 7,3%. Хотя, по данным Банка России, в годовом исчислении она уже достигла 8,6%.

Исторически государство планировало регулировать большинство тарифов по формуле «инфляция минус 0,1%». Причем учитывался индекс потребительских цен за последние четыре года. В 2019 году такая формула была включена в утвержденную Правительством России долгосрочную программу развития РЖД, а в 2020 – десятилетнюю тарифную политику «Транснефти».

Но чаще всего под разными предлогами обещания по сдерживаю цен нарушались. В экономическом ведомстве этого не отрицают. Но обещают исправиться. «В 2026 - 2027 годах рост регулируемых цен на газ вернется к исторически принятым значениям, не превышающим прогнозную годовую инфляцию», – отмечается в Прогнозе.

Ограничения на рост тарифов в сфере электроэнергетики МЭР обещает восстановить к 2027 году, а к 2030 – полностью ликвидировать перекрестное субсидирование пассажирских железнодорожных перевозок за счет грузовых.

По словам эксперта Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ и автора телеграм-канала «Экономика на рельсах» Фарида Хусаинова, с 2025 года происходит переход от формулы «инфляция минус» к так называемому композитному индексу.

«Он рассчитывается исходя из темпов роста издержек самой монополии по основным статьям затрат. По сути, тарифы на железнодорожные грузовые перевозки никто не контролировать не будет – теперь ОАО «РЖД» просто будет сообщать регулятору, сколько ему нужно денег на предстоящий год. И это изменение принципов регулирования на самом деле имеет не меньшую важность, чем сами значения темпов роста», – констатирует эксперт.

 

Один за всех мы за ценой не постоим

В то же время стоимость продукции большинства производителей также обгоняют уровень инфляции, а зачастую – и регулируемые тарифы. Согласно базовому прогнозу МЭР, индекс цен производителей (ИЦП) по итогам этого года достигнет 11,7%, в том числе в сфере обрабатывающие производства – 10,9%, машиностроения – 9,1%.

Член экспертного совета Комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев подчеркивает, что в каждой отрасли образуется своя инфляция: «В частности, продовольственная по итогам года будет двузначной – цены на продукты растут быстрее, чем средняя температура по больнице».

На железные дороги сегодня приходится 84,3% общего грузооборота транспортного комплекса и в абсолютом исчислении объем отгрузки увеличивается. При этом доля транспортных издержек промышленников сокращается: исходя из данных Росстата, расходы предприятий обрабатывающей промышленности на перевозку грузов магистральным железнодорожным транспортом за три года снизились с 0,67 до 0,59% от всех материальных затрат. То есть запланированная индексация тарифов «РЖД» приведет к увеличению себестоимости производителей всего на 0,08%.

При росте затрат на приобретаемые по регулируемым ценам ресурсы их доля также снижается. По последним данным статистического ведомства, электроэнергия составляла 2,39% материальных затрат промышленников, приобретение газа – 0,97% и так далее.

«С одной стороны, опережающие инфляцию тарифы увеличивают издержки производства и снижают конкурентоспособность. С другой – стимулируют использование альтернативных источников энергии и транспортных услуг, улучшая эффективность бизнес-моделей. В частности, после повышения тарифов на газ и электроэнергию промышленные компании начали искать более эффективные технологии и внедрять возобновляемые источники энергии, что привело к повышению энергоэффективности в отрасли», – полагает генеральный директор промышленного девелопера Zapusk Group Алексей Равинский.

 

Экономика должна быть экономной

Рост регулируемых тарифов традиционно связывают с неэффективностью деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов, чаще всего – монополистов (РЖД, компаний электроэнергетики и другие). Хотя рентабельность грузовых перевозок железнодорожным транспортом по итогам прошлого года превысила 20%, тогда как в целом в экономике она составила 13,5%, в обрабатывающей промышленности – 17,1% (данные Росстата).

По мнению Алексея Равинского, регулятор оценивает эффективность хозяйственной деятельности. «Например, при анализе финансовых отчетов железнодорожной компании могут выявить высокие затраты на инфраструктуру и подвижной состав. И по итогам аудита ФАС вправе установить более обоснованные тарифы на перевозки», – поясняет эксперт.

Дмитрий Тортев убежден в обратном.

«Оценка эффективности хозяйственной деятельности соответствующих компаний не входит в полномочия ФАС. Совместно с компетентными регулирующими органами антимонопольное ведомство проверяет обоснованность тарифов. Например, действительно ли на рынке подорожали работы и материалы для ремонта энергосетей, как выросли зарплаты в отрасли и так далее. Так называемые «альткотельные» тарифы* становятся все более распространенными и вообще выведены из-под компетенции антимонопольных органов», – констатирует Дмитрий Тортев.

В пресс-службе ФАС вопрос не прокомментировали.

 

  • * Метод ценообразования тарифов на тепло под названием «альтернативная котельная». Расчет цены 1 Гкал тепла производится, исходя из затрат на строительство новой котельной и сопутствующей инфраструктуры, а также стоимости их содержания.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!