Опасно для жизни. Почему Ростехнадзор приостанавливает работу угольных шахт
Каждую неделю Ростехнадзор останавливает работу нескольких шахт Кузбасса. В самом ведомстве считают, что это ненормально - приостанавливать работу опасных производств должны собственники и их службы безопасности. Однако они этого не делают. Почему проблему промбезопасности окончательно не решат даже оборотные штрафы для угольных компаний - в материале Mashnews.
Еженедельные остановки
С 30 мая по 5 июня Сибирское управление Ростехнадзора приостановило работы на шести угольных шахтах Кузбасса. Об этом сообщил в своем telegram-канале помощник главы надзорного ведомства Андрей Виль.
Так, на шахтах «Осинниковская» и «Южная» были остановлены работы по проведению конвейерных штреков (на 30 и 60 суток соответственно), на шахтах «Сибирская» и «Усковская» было остановлено проведение вентиляционных штреков, шахта им. С.Д. Титова была вынуждена остановить проведение штреков обоих типов, а на шахте имени А.Д. Рубана была приостановлена эксплуатация ленточного конвейера.
Нарушения были выявлены самые разные, от загазирования и подтопления до пылевзрывоопасного состояния горной выработки (последние два считаются одними из наиболее опасных).
В среднем за неделю только на шахтах Кузбасса выявляется 5-10 нарушений, которые требуют приостановки работы.
«Сами по себе приостановки, особенно на шахтах, это нормально, и ни коим образом не говорит о том, что на предприятии имеются проблемы, - пояснил Mashnews Андрей Виль. - Ненормально, когда работы приостанавливаются решением Ростехнадзора, а не службой производственного контроля эксплуатирующей организации».
Выявлять нарушения и приостанавливать работу должны специалисты организаций-собственников. По законодательству, они несут ответственность за обеспечение промышленной безопасности на опасных производственных объектах, а не государство, которое в лице Ростехнадзора, лишь контролирует, как налажена работа.
«Таким образом, приостановки на основании решений Ростехнадзора – это красный флаг. Это маркер проблемы, - подчеркивает Виль. - Они означают, что на предприятии сбой в выполнении протоколов обеспечения промышленной безопасности».
По словам Виля, основная причина здесь в нелогичном подчинении служб производственного контроля предприятий тем же людям, которых эти службы должны контролировать, а также зависимость премиальной части зарплат специализированного инженерно-технического персонала от общей выработки и прибыли эксплуатирующих организаций.
«Проще говоря, работникам и менеджменту невыгодно выявлять нарушения, - отмечает Андрей Виль. - Но идея сделать службы контроля независимыми пока не находит понимания у бизнеса. Еще один важный момент - относительно низкие штрафы. Недобросовестным эксплуатантам дешевле заплатить, если «поймают», чем системно инвестировать в промышленную безопасность. К счастью, таких меньшинство».
Нарушение и наказание
Нужно учитывать, что требования промышленной безопасности разрабатываются не Ростехнадзором в одиночку. В этом процессе участвуют бизнес, наука, экспертное сообщество, профсоюзы, депутаты Государственной Думы, сенаторы и общественные организации. После разработки требования повторно обсуждаются на всех уровнях, проходят согласования в госорганах, выносятся на общественное обсуждение, исправляются при необходимости. Ещё один важный момент: новые требования никогда не появляются спонтанно. Изменения трбований происходят после анализа причин возникновения реальных аварий (серии или одной крупной).
«В итоге, среди требований нет ни одного лишнего, - подчеркивает Андрей Виль. - Если бы они все выполнялись, вероятность аварий была бы практически исключена».
За нарушения требований промбезопасности российским Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены соответствующие штрафы. Так, в соответствии со статьей 9.1 КоАП, за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов физические лица рискуют получить штраф в размере 2-3 тыс. рублей, должностные - от 20 до 30 тыс. рублей (либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года), а юридические - от 200 до 300 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
«Однако если речь идет о грубом нарушении, предусматриваются более суровые меры ответственности, - указывает руководитель правового департамента военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) Марина Ведмук. - Так, штраф для юридических лиц в этом случае может составлять уже от 500 тыс. до 1 млн рублей. И, учитывая, что многие шахты (впрочем, это касается не только шахт) строились еще в те времена, когда стандарты и правила безопасности были другими, может быть очень дорого и сложно (а подчас и невозможно) устранить конструктивные нарушения. Поэтому действительно в некоторых случаях собственникам проще и дешевле платить штрафы, чем переоборудовать, или даже полностью перестраивать шахту».
Оборотные штрафы - не лучшее решение
Чтобы решить проблему, российские власти с сентября 2025 года намерены ввести для угледобывающих компаний новые штрафы. Здесь ответственность будет уже гораздо серьезнее: для должностных лиц - 80 - 100 тыс. рублей (либо дисквалификация на срок от двух до трех лет), для юридических - от 1 до 5 млн рублей (или приостановление деятельности все на те же 90 суток). Но если произойдет авария, повлекшая за собой смерть человека или причинение тяжкого вреда здоровью двух и более лиц, штраф для компании составит уже 5-10 млн рублей. А если погибших будет двое и более - будет применяться оборотный штраф в размере от 1/100 до 1/10 совокупного размера выручки организации от реализации угля (горючих сланцев), добытого на соответствующей угольной шахте за год, предшествующий году, в котором было зафиксировано нарушение. При этом такой штраф в любом случае не может быть менее 15 млн рублей.
«Непонятно, как такие меры помогут бороться с нарушениями на уровне шахтёров, если зарплата у них не самая выдающаяся, а любой перерыв в работе (который необходимо делать, если вдруг какая-то аппаратура подаёт тревожный сигнал) — это потери для них и их семей?, - говорит источник в угольной отрасли. - Некоторые владельцы шахт могут решить эту проблему таким путем: после введения оборотных штрафов не только увеличить штрафы на производстве, но и обновить аппаратуру, которая сигналила бы о превышении содержания метана в шахтах. И уже если в таких условиях что-то будет происходить, то виновными признавать сотрудников».
Любые нарушения на таких опасных объектах, как шахты, могут привести к гибели людей, напоминает Марина Ведмук. А сохранение человеческих жизней должно быть на первом месте. Поэтому, считает юрист, гораздо правильнее было бы не вводить оборотные штрафы, а полностью прекращать эксплуатацию объекта до полного устранения нарушений, а не на 90 дней, как сейчас.
«Это самый эффективный способ, - говорит Ведмук. - И если нарушения устранимы в принципе, эксплуатанты рано или поздно придут к решению, что дешевле их устранить, чем оставить шахту простаивать. Хотя, конечно, и из этого правила могут быть исключения».
Компании «Мечел», «Евраз» и «Колмар» на запрос Mashnews о комментарии не ответили.