20 октября 2025 16:12
читать 4 минуты

Онежский ССЗ сохраняет надежду на возврат из Нидерландов 8,1 млн евро

Судостроительно-судоремонтный завод из Петрозаводска продолжает противостояние с разработчиком серийного краболова – компанией Damen.

Онежский судостроительно-судоремонтный завод (находится под управлением ФГУП «Росморпорт») отстоял свою позицию в деле против нидерландской Damen Shipyards Gorinchem B.V., с которой требует вернуть более 8,1 млн евро предоплаты по договору о техническом сотрудничестве в строительстве краболовов.

Зарубежный партнер должен был поставить в Россию материальные пакеты судового оборудования (основное оборудование и материалы) для судов, строящихся на Онежском ССЗ по проекту Damen Shipyards Gorinchem B.V. Однако в связи с введением в 2022 году санкций ЕС поставка оказалась для голландцев невозможной к исполнению в полном объеме. Российские судостроители сначала расторгли договор в одностороннем порядке и уведомили об этом вторую сторону, а затем стали выбивать предоплату через суд.

В мае 2025 Арбитражный суд Карелии принял решение о взыскании с Damen Shipyards Gorinchem B.V. 8,1 млн евро в пользу Онежского ССЗ как неосновательное обогащение. Суд апелляционной инстанции оставил это решение в силе, соответствующее постановление опубликовано 18 октября, на его обжалование у голландцев есть два месяца.

Строительство серии краболовов проекта ССа5712LS ведется на Онежском ССЗ по заказу группы компаний «Русский краб» по программе инвестиционных квот, первый этап аукционов по которым прошел в 2019 году.

Первым судном серии стал «Капитан Александров», его передали заказчику 30 марта 2023 года. В марте 2024 завершились ходовые испытания второго краболова серии «Капитан Егоров». Судно «Капитан Фирсов» спустили на воду в июне 2024, краболов «Александр Сапожников» – в декабре прошлого года.

Первоначально планировалось, что в Петрозаводске построят семь краболовов проекта ССа5712LS. Но в начале 2024 года стало известно, что контракты на строительство трех судов расторгнуты, заказ перенесен на Окскую судоверфь. Также заказы на краболовы были размещены на Находкинском судозаводе и Верфи Братьев Нобель. На октябрь 2024 в России строилось 26 судов серии ССа5712LS.

Суда предназначены для добычи и перевозки живого краба. Краболов проекта оборудован двухуровневым трюмом с 32 независимыми танками с забортной водой общим объемом 435 куб. м для сохранения и транспортировки продукции в живом виде. Краболовы оснащаются системами контроля температуры, солености и содержания кислорода в воде танков, что позволяет обеспечить высокий уровень сохранности улова.

Длина судна составляет 57,70 м, ширина 12,6 м, высота борта (до главной палубы) – 7,5 м, осадка – до 5 м, мощность двигателя – 1620 КВт, скорость полного хода – 12,6 узла. Управление судном осуществляет экипаж из 24 человек. Краболов не имеет широтных ограничений по эксплуатации, особенно подходит для промысла в условиях бассейнов Охотского и Берингова морей.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!