«Океанприбор» и «Северная верфь» договорились о выплате долга по корветам проекта 20385
Концерн «Океанприбор» и судостроительный завод «Северная верфь» заключили мировое соглашение по выплате долга, возникшего в ходе строительства корветов проекта 20385. Когда будут сданы корветы - неизвестно, поскольку двигатели для них были спроектированы с изрядной долей европейских комплектующих.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти 12 сентября утвердил мировое соглашение между АО «Концерн «Океанприбор» и ПАО «Судозавод «Северная верфь»».
«Океанприбор» входит в государственную Корпорацию морского приборостроения, «Северная верфь» - в государственную Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). Суд длился с начала года, «Океанприбор» требовал от верфи выплаты долга и неустойки в размере 225 млн рублей.
Теперь «Океанприбор» согласился простить пени за просрочку выплат (18,3 млн рублей), а «Северная верфь» обещала заплатить долг за два этапа работ (208,6 млн рублей), как только госзаказчик с ней расплатится, но не позднее декабря 2025 года.
Какие работы «Океанприбор» должен был сделать для «Северной верфи» в материалах суда не раскрывается, однако в 2019 года тот же суд вынес решение, где спор шел вокруг поставки приборов для кораблей проекта 20385. В том деле фигурировал тот же номер гособоронконтракта.
Корабли проекта 20385 – это корветы. В 2011 году Министерство обороны заключило с «Северной верфью» контракт на строительство девяти кораблей проекта 20385. Но единственный переданный флоту представитель этого проекта – корвет «Гремящий», он строился 8,5 лет и был сдан в конце 2020 года. Сейчас в разных стадиях строительства находятся пять корветов.
Первоначально на кораблях этой модификации планировалось устанавливать дизельные двигатели немецкой компании MTU Friedrichshafen, однако в 2014 году фирма отказалась от поставки агрегатов в связи с введенными в 2014 году против РФ санкциями. Было принято решение использовать агрегаты российского производства. Но и с отечественными силовыми установками возникла проблема - новые санкции сделали невозможным использование заложенных в этот проект коломенских дизельных двигателей 10Д49, которые входят в состав морского дизель-газотурбинного агрегата М-55Р.
Необходимо создать отечественные турбокомпрессоры, поршни и кольца, которые ранее планировали закупать за границей. Для их производства по программе импортозамещения профильным институтам нужно разработать станки с более высоким уровнем механообработки.
Вероятность того, что эти корветы смогут быстро достроить в нынешних условиях, опрошенные Mashnews эксперты оценивают по-разному.
Замгендиректора по развитию судостроительной компании «Аэроход» Юрий Шаманин полагает, что хотя в настоящий момент в России нет производства необходимых деталей для этих двигателей, но их возможно произвести на оборудовании крупных российских производителей, если будет 3D-модель необходимых деталей, полученных в ходе реверс-инжиниринга. Таким образом можно скопировать и станки для их производства. Безусловно, это займет некоторое время, однако таким образом можно решить проблемы отсутствия критически важных деталей и оборудования, уверен он.
Более скептичен в оценке перспектив главный конструктор Специального конструкторского бюро №2 (входит в военно-промышленный холдинг «Кингисеппский машиностроительный завод», КМЗ) Алексей Ким. По его словам, реверс-инжиниринг» - это лишь способ получения информации по изделию-прототипу и воспроизведение его по доступным технологиям. «Как нужны были сплавы, станки и оборудование, так и не обойтись без них. Чтобы воплощать реально идеи, нужны другие станки, другие люди», - считает он.
Еще один источник Mashnews в КМЗ добавил, что основная проблема Коломенского завода была создана его предыдущим руководством, которое запустило производство серийного двигателя с массой импортных комплектующих. «Пока мы не видели чертежи этого двигателя, а потому пока нет смысла рассуждать о готовности создавать производство нужных запчастей», - заключил он.