Один из крупнейших лесопромышленных холдингов Северо-Запада ГК «УЛК» продал Пинежский леспромхоз.
По данным сервиса «Контур.Фокус», до 25 июня этого года собственником ПЛПХ было ООО «Группа компаний «УЛК», а теперь учредителем значится ООО «Шестиозерье-Лес».
Иллюстративное фото: ГК «УЛК».
Таким образом «УЛК» оптимизирует работу. Ситуация в лесопромышленном комплексе региона очень усложнилась из-за санкций и сокращения объемов экспорта, говорят эксперты.
В ГК «УЛК» и в Пинежском леспромхозе на вопросы издания «Новый проспект» о состоявшейся сделке не ответили.
ГК «УЛК» производит пиломатериалы и поставляет их в основном в Китай (раньше также были поставки в Европу). Холдинг заготавливает древесину в Архангельской, Вологодской и Новгородских областях. В состав «УЛК» входят Устьянский, Пестовский, Вельский ЛПК. С 2020 года ГК «УЛК» занялась строительством Пинежского ЛПХ, его объем переработки должен был составить 2 млн м3 древесины в год. В составе ПЛПХ также был запланирован пеллетный завод мощностью 550 тыс. тонн гранул в год. Ввести в эксплуатацию ПЛПК предполагалось в 2024 году. Выступая на заседании Архангельского областного собрания депутатов в 2020 году, основатель и владелец компании Владимир Буторин говорил, что объем инвестиций в проект составит 35 млрд рублей.
Однако начало СВО и введенные против России санкции критически повлияли на реализацию проекта. В марте 2022 года пресс-служба ГК «УЛК» заявила, что строительство Пинежского ЛПХ приостановлено.
На нас негативно повлияли санкции, заявил в своем обращении Владимир Буторин.
«Все европейские компании — поставщики лесозаготовительной и лесовозной техники, оборудования для лесопильных и пеллетных заводов прекратили отгрузки запчастей и комплектующих в Россию. Европа полностью остановила закупки пиломатериалов и пеллет от российских поставщиков. Крупные американские и европейские логистические компании прекратили морские контейнерные перевозки российских грузов».
Он также сообщил тогда, что все предприятия ГК «УЛК» работают в штатном режиме. Но уже через полгода «УЛК» приостановил и работу Пестовского ЛПК.
Финансовые показатели работы Пинежского леспромхоза в «Контур.Фокус» не отражены. Отраслевые аналитики считают, что основной его актив — это право аренды участков лесфонда с возможностью заготавливать до 2 млн м3 в год.
Иллюстративное фото: ГК «УЛК».
«Оценить стоимость сделки проблематично, поскольку цена могла быть не рыночной», — говорит один из представителей лесопромышленного комплекса.
«Думаю, что «УЛК» решил продать Пинежский ЛПХ из-за того, что он не достроен, а также из-за того, предприятие находится в наиболее отдаленной от перерабатывающих заводов холдинга локации — возить оттуда древесину на другие лесопилки объединения далеко и дорого», — поясняет собеседник «Нового проспекта».
«А для ООО «Шестиозерье-Лес», которое стало новым владельцем ПЛПХ, право аренды лесфонда может быть ценным активом. Благодаря сделке компания сможет заметно нарастить объемы заготовки древесины», — считают участники отрасли.
Лесопромышленный комплекс Северо-Запада сильно пострадал от санкций, поскольку компании поставляли свою продукцию в основном в Европу. Сейчас экспорт туда прекратился. Основным рынком сбыта стал Китай.
«Но перевозки пиломатериалов в Китай остаются очень дорогими, а цены на такую продукцию там сейчас не слишком привлекательны. При этом сохраняется возможность небольших их поставок в страны Африки, а также на внутренний рынок», — отмечают представители ассоциации «Лестех».
По данным информационно-аналитического портала WhatWood, на внутреннем рынке России отмечается рост потребления пиломатериалов. Основным драйвером сегмента является домостроение. Однако, как уже говорили представители отрасли, внутренний рынок явно не сможет поглотить все объемы пиломатериалов, которые ранее поставлялись на экспорт.
«Я пока не вижу предпосылок для того, чтобы ситуация в леспроме Северо-Запада кардинально изменилась. Регион как был, так и останется самым удаленным от основного теперь рынка сбыта — Китая», — говорит генеральный директор Национального лесного агентства развития и инвестиций Виталий Липский.
Предпосылок для того, что перевозки станут дешевле, по его словам, тоже нет. «Более того, в прошлом году экспортеры еще могли получить субсидии на транспортировку пиломатериалов на экспорт, а сейчас такой поддержки от государства у них уже нет», — заключил он.