Обязательная маркировка автокомпонентов: подделок меньше не станет
Идея обязательной маркировки автозапчастей оправдала себя, считают в правительстве. Ее будут развивать: к шинам и маслам добавятся десятки других наименований. Автокомпоненты, скорее всего, станут дороже, но контрафактные товары при этом никуда не исчезнут.

Рынок замер
Введение системы «Честный знак» положительным образом сказалась и на экономике, и на производстве: благодаря обязательной маркировке товаров с 2020 по 2025 год легальные производители получили дополнительный доход свыше 600 млрд рублей, а поступления в бюджеты всех уровней составили 1,2 трлн рублей. Об этом 23 июня заявил глава Минпромторга Антон Алиханов. «Честный знак» будет развиваться и дальше. Коснется это и деталей для авто, от мелких и дешевых до объёмных и дорогостоящих.
Впрочем, укрупнение системы может пойти на пользу лишь единичным производителям, считают участники рынка автокомпонентов, а подделки как существовали, так и будут существовать.
Обязательная маркировка приведет не только к удорожанию легальных запчастей, то, но и к полному исчезновению из ассортимента ряда товаров. «Рынок сейчас находится в тревожном ожидании», - говорит генеральный директор компании «Механика» Дмитрий Даньшов.
По его мнению, единственные предприятия, которые могут выиграть от дальнейшего развития «Честного знака» – крупнейшие производители свечей зажигания. Подделок в этом сегменте действительно много, а настроить конвейер так, чтобы каждый товар получал наклейку с соответствующим QR-кодом для огромного предприятия не проблема.
А вот у небольших компаний и экспортеров-оптовиков начнутся проблемы. «Все они везут сборные грузы, в контейнере тысячи разных наименований, и промаркировать их все физически невозможно: достать каждый паллет, потом каждую коробочку, и при этом не ошибиться? Если в отношении них начнет работать «Честный знак», им придется существенно менять ассортимент», - продолжает собеседник Mashnews.
Не в восторге даже
менеджеры крупных компаний-производителей ГСМ, что объяснимо. По словам
Даньшова, «втиснуть» в цепочку производства новый обязательный момент с
маркировкой – это и лишние расходы, и время, и стресс, а пользы для себя в этом
заводы, выпускающие моторные масла, не видят совершенно. В конце концов,
продукция таких брендов как «Лукойл» и «Синтек» в любом случае обходится без
подделок.
В маркетплейсах ситуацию с «Честным знаком» комментируют официально-оптимистично: «Мы соблюдаем требования обязательной маркировки, она позволяет отследить путь товара от выпуска или ввоза в страну до продажи покупателю. Наличие соответствующего кода на товаре проверяется при приемке продукции на склад. На продавцов нововведение повлияет прежде всего во время переходного периода: им нужно будет заблаговременно адаптировать свои бизнес-процессы, интегрировав в них процесс маркировки. А потребители уже сейчас, выбирая ГСМ и покрышки, могут ориентироваться на отметку «Оригинал», - пояснили Mashnews в пресс-службе Wildberries.
Купить сертификат
Маркировка выглядит только «эмоциональным плюсом», считает главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин: «У нас создается ощущение того, что товар действительно не поддельный, что мы имеем дело с официальными поставками. Это примерно такая же история, как с «Честным знаком» на молочной продукции: тут точно должно быть настоящее молоко, а не белая подкрашенная вода. В случае с маслами и шинами аналогично: значит, компания прошла кучу проверок и сертификаций». Есть, впрочем, одно «но».
«На рынок могут попасть такие же детали, такие же масла, похожие на настоящие, и даже с какими-то сертификатами: создаются поддельные сайты производителей, на которые можно зайти, просканировав QR-код. И там вы увидите, что да, якобы масло настоящее, колодки настоящие и так далее, - продолжает эксперт. – Даже когда речь идет о настоящей, не поддельной маркировке, проверки зачастую поверхностные, все мы знаем, как у нас все делается».
«Я был на заводах, где занимались тем, что подделывали иностранные масла, - отмечает Дмитрий Даньшов. – И сотрудники МВД там были. Никого из производителей контрафакта не посадили, они продолжают работать, и, как видно, никакие госсистемы их не остановят».
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин выступает еще более жестко: «QR-коды покупаются на «Авито», стоят от 1500 рублей за штуку, в них вписывают всю информацию, нужную заказчику. И такая продукция без каких-либо проблем реализуется потом в онлайне или оффлайне». Есть еще один момент – хакерские атаки на «Честный знак», любая из них может остановить все товародвижение. Прецеденты уже были.
На пути к коллапсу
Возникает ощущение, что была разработана огромная и во многом неповоротливая система, у которой только две цели: быть эффективной на бумаге и одновременно с этим полезной для бюджета. Но не для производителя.
Тем не менее, в дальнейшем «Честный знак» может быть распространен абсолютно на все виды автотоваров, утверждает Максим Ракитин, от кресел и фар до мультимедийных систем. К чему это приведет? К тому, что машины станут еще дороже. В Минпромторге утверждают, что себестоимость маркировки не превышает 1% от стоимости товара – Даньшов уверен, что это не так, и называет сумму 50-70 рублей за марку. А теперь представим, что речь идет об одном-единственном предохранителе, который в автомагазине стоит ровно столько же.
Проблема не только в этом. Проблема также в запчастях и деталях, долгое время находящихся на складах. Проводить их полную ревизию с коммерческой точки зрения равно самоубийству, единого каталога запчастей не существует в принципе и «оклеить» все эти узлы «Честным знаком» - задача, считает Даньшов, не решаемая по определению.
«Дальнейшее распространение обязательной маркировки на многие группы автокомпонентов приведет к полнейшему коллапсу», - полагает эксперт.