11 октября 2023 14:22
читать 10 минут

Оборудование для выращивания органов закупят в Китае

Оборудование для Центра высоких биомедицинских технологий, который в Сургуте строит «Ростех», собирались покупать у ведущих производителей из США и Европы. Теперь придется заменять на китайское, и оно иногда даже лучше. Но аналоги есть не для всего.

 

Профилактика и трансплантация

Петербургская компания ООО «Фортресс» по заказу ФГУП «Главное управление специального строительства» (ГУСС, входит в структуру Минобороны) до 30 ноября 2024 года должна построить в Сургуте Центр высоких биомедицинских технологий (ЦМТ). Он войдёт в состав сургутского Научно-технологического центра. Соглашение с ГУСС о строительстве ЦМТ в апреле 2022 года подписала ростеховская корпорация «Швабе», следует из документации к конкурсу по выбору подрядчика строительства. По договору, который «Фортресс» заключил с ГУСС 19 сентября, строительство обойдется в 1,32 млрд рублей.

ЦМТ в Сургуте займется исследованиями в области регенеративной медицины и молекулярной генетики. В частности, он будет изучать особенности течения заболеваний в условиях российского Севера, способы их профилактики и лечения.

По информации «Ростеха», важным направлением центра будут исследования «в области замещения утраченных органов, проведения опытов по выращиванию живых тканей в целях трансплантации, работ по созданию и тестированию фармакологических препаратов для лечения нейро-дегенеративных заболеваний у взрослых и детей».

Общие вложения в создание ЦМТ составят 4,76 млрд рублей, следует из инвестсоглашения, которое в марте прошлого года ООО «Швабе-Москва» заключило с Фондом научно-технологического развития Югры (ФНТРЮ).

Поставщики ушли

Подготовка к этому проекту идет уже пять лет. В феврале 2018 года президент РФ Владимир Путин поручил кабмину разработать федеральную программу геномных исследований. В апреле 2019-го правительство утвердило Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий до 2027 года, в прошлом году ее продлили до 2030-го.

За эти пять лет в России произошло немало изменений, которые могут существенно повлиять на реализацию сургутского проекта. Прежде всего, с точки зрения поставок оборудования для ЦМТ. До февраля 2022 года предполагалось, что его практически полностью закупят за рубежом. Так, планировалось использовать оборудование швейцарских компаний Wingflow (микрофлюидное оборудование) и TECAN (роботизированные лаборатории), американских Agilent (измерительное и электронно-медицинское оборудование), Thermo Fisher Scientific (различные виды лабораторного оборудования и расходных материалов) и Illumina (оборудование для секвенирования и генотипирования), лихтенштейнской LiCONiC (автоматизированные системы хранения) и других производителей.

Однако после того, как в 2022 году началась СВО, одни зарубежные компании официально заявили, что прекращают сотрудничество с российскими партнерами (в их числе Agilent, Thermo Fisher Scientific, Illumina). Другие без всяких заявлений просто остановили поставки и обслуживание своих агрегатов в нашей стране.

Ни в «Ростехе», ни в «Швабе», ни в ФНТРЮ, не ответили на вопросы MASHNEWS о центре, его оснащении и о том, какие именно органы и для каких целей он будет выращивать.

 Эмбрионов секвенируют по-новому

По уже сложившейся традиции российские компании пытаются найти замену европейским, американским и японским поставщикам в Китае. Так, в июле 2023 года «Ведомости» писали, что компания «Р-Фарм» ведет переговоры с китайской BGI о поставке секвенаторов (используются для генетических исследований), аналогичных тем, что до СВО закупали у Illumina.

Китай может предложить очень качественное и высокотехнологичное оборудование для генетических исследований, но у него есть не все необходимые технологии, отмечает Андрей Глотов, доктор биологических наук, руководитель отдела геномной медицины ФГБНУ «НИИ АГиР им. Д.О.Отта». В результате российские ученые переходят на другие технологии, чтобы решать стоящие перед ними задачи.

«Например, такова ситуация в отношении преимплантационного генетического тестирования. Для него можно использовать микрочиповые технологии, но альтернативы западным производителям оборудования для подобных работ нет ни у Китая, ни у нас. Поэтому мы переходим на NGS секвенирование», — рассказывает Андрей Глотов.


СПРАВКА MASHNEWS:

  • Преимплантационная генетическая диагностика для выявления отклонений в наследственном материале у готовых к подсадке эмбрионов.
  • NGS секвенирование — технология, используемая, в частности, для определения порядка нуклеотидов во всех геномах или целевых областях ДНК или РНК. NGS — англ. next generation sequencing, то есть «секвенирование следующего поколения» — обеспечивает сверхвысокую пропускную способность, масштабируемость и скорость.

До СВО оборудование для NGS поставляли Illumina и Thermo Fisher Scientific. В Китае есть аналоги. Скажем, секвенаторы китайской GeneMind Biosciences Co по функционалу и качеству «являются в настоящее время наилучшим и наиболее полным аналогом секвенаторов Illumina», говорят эксперты одного из крупнейших в РФ импортеров медоборудования — компании «Диаэм». В ряде случаев китайские производители даже превосходят европейских, признает Андрей Глотов.

Разработок много, приборов нет

Российских аналогов оборудования, которое требуется для будущего центра, практически нет. Отечественные производители пока могут делать только аппараты, работающие с не очень сложными технологиями. Причем часто идут по тому же пути, что и многие предприятия других отраслей промышленности: закупают китайское и наклеивают российские лейблы, сетует Андрей Глотов.

Он считает это «плохой тенденцией, потому что »создается ложное ощущение, что у нас происходит импортозамещение«.

По его словам, пока в области производства оборудования для генетических исследований известны только единичные продукты, и они сильно отстают по своим характеристикам от зарубежных. Например, этим летом научно-производственная компания «Синтол» объявила, что вместе с Институтом аналитического приборостроения РАН разработала секвенатор «Нанофор СПС», аналогичный приборам Illumina.

«Мы все ожидали, что это будет хорошим подспорьем, но у него, как и у всех подобных приборов, очень много зарубежных комплектующих. И он пока уступает по своим характеристикам и проигрывает по цене используемых реагентов», — комментирует Андрей Глотов.

Кроме того, одного производителя мало: нет конкуренции, следовательно, нет стимулов для развития продукта и повышения качества. Если сотрудников государственных научных структур обяжут работать на «Нанофоре СПС», то «мы отбросим отрасль лет на десять назад», добавляет эксперт.

Не все разработки отечественных производителей выходят на уровень промышленного производства. Например, в прошлую волну санкций, после присоединения Крыма в 2014 году, было немало заявлений о создании аналогов импортного оборудования, так и не получивших дальнейшего развития. «Швабе», скажем, еще в 2016 году презентовала 40 разработок, в том числе термошейкер для лабораторий. Однако с тех пор никаких новостей об этом приборе не было, и в перечне продукции, которую производит «Швабе», шейкеров нет.

Далеко от запуска в массовое производство и устройство управления микрофлюидной «лабораторией-на-чипе», о создании прототипа которого в 2017 году сообщил МВТУ имени Баумана. Новости о разработках университета в микрофлюидике появляются регулярно. Например, в 2021 году ученые похвастались международным признанием своего решения, «не имеющего аналогов в мире». Но пока об успехах отечественного микрофлюидного оборудования на рынке не слышно, в числе лидеров по-прежнему европейские Wingflow и Elveflow.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Cпециальный корреспондент