Обновленный рулевой привод для самолета Ил-114-300 оказался невостребован
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») отказался от сотрудничества с разработчиком авиационных систем НПО «Родина» по проекту доработки систем управления приводом закрылка и рулевого привода для самолета Ил-114 300.

В НПО «Родина» утверждали, что необходимые системы разработаны и предприятие уже приступило к созданию опытных образцов. Однако для самолета Ил-114 300 эти системы оказались не нужны, а 10 июля Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердил законность одностороннего расторжения договора ПАО «Ил».
ПАО «Ил» обратилось к НПО «Родина» в 2017 году и заказало для самолета Ил-114-300 доработку систем управления приводом закрылков и рулевого привода РП85-03. Ожидалось, что к середине 2019 года НПО «Родина» разработает сами системы, подготовит документацию к ним, создаст профильное ПО. Затем предприятие должно было выполнить опытные образцы и провести их испытания.
Но в 2019 году в ПАО «Ил» нужных материалов не получили. А в сентябре 2023 года изменились Федеральные авиационные правила — появлялись новые требования по надежности к самолетным системам и профильному программному обеспечению. Новостью для ПАО «Ил» появление новых правил не стало — их обнародовали еще в 2019 году. Но тогда договор с НПО «Родина» уже действовал.
Соответственно, изготавливать системы и ПО к ним требовалось бы по новым правилам. В итоге при модернизации самолета Ил-114 300 от обновления этих компонентов решено было отказаться вообще. В июне 2023 года работы по модернизации самолета завершились, а ПАО «Ил» направил в НПО «Родина» уведомление об одностороннем расторжении договора.
В НПО «Родина» с таким подходом не согласились. На предприятии утверждали, что проекты систем были приняты и НПО «Родина» уже приступило к созданию опытных образцов.
В ходе разбирательства выяснилось, что военное представительство Минобороны действительно завизировало документацию. Однако фактически приемки со стороны ПАО «Ил», то есть, заказчика, не было. Поэтому в ПАО «Ил» заявили, что потребности в опытном образце, и, соответственно, необходимости в оплате таких работ такое нет. НПО «Родина» попыталось этот факт оспорить, но вначале Арбитражный суд Москвы, а затем и Девятый арбитражный апелляционный суд посчитали, что инициатива НПО «Родина» нарушает утвержденный порядок работ, когда к изготовлению опытного образца следовало приступить только после согласования документации систем. Также суды согласились с тем, что у ПАО «Ил» есть право расторгнуть договор в одностороннем порядке/
Примечательно, что как минимум для рулевого привода РП85-03 у НПО «Родина» масштабные наработки были. В 2016 году «Авиапорт» сообщал, что предприятие завершило разработку нового рулевого привода РП85Н и на Старицком механическом заводе в Тверской области, где расположена база НПО «Родина»? уже начались испытания. Отмечалось, что новый привод можно использовать для замены на самолетах Ил-114 и Ил-114 100.
Напомним, Ил-114 300 — это модернизированная и импортозамещенная версия ближнемагистрального пассажирского самолета Ил-114. На самолете установлен двигатель ТВ7-117СТ-01, он выпускается входящим в ОДК производственным комплексом «Салют». Три самолета Ил-114 300 проходят испытания. Как ранее сообщал Mashnews, завершиться они должны в 2025 году, а в 2026-м запланировано начало серийного производства. Цена первых трех самолетов составила около 4 млрд рублей, но следующие три авиалайнера, которые строятся сейчас, будут стоить уже 2,6 млрд рублей. Это сопоставимо, по оценкам главы Минпромторга Антона Алиханова, с самолетами Bombardier, которые схожи по техническими характеристикам и вместимости.
Предполагается, что Ил-114 300 заменит легендарных «Аннушек» - самолеты Ан-24, которые выпускались до 1979 года и сейчас в парках российских авиакомпаний более 40 таких воздушных судов. Также ожидается, что Ил-114 300 сможет вытеснить на ближнемагистральных перевозках Bombardier Q-300 и ATR-42/72.
Справка Mashnews
НПО «Родина» ведет свою деятельность с 1936 года, специализируется на разработке и выпуске высокоточных систем управления для воздушных судов - приводов, авиационных систем и агрегатов. Предприятие входит в санкционные списки Украины, в портфеле НПО 118 выполненных госконтрактов на 2,2 млрд рублей.
ПАО «Ил» - головное предприятие Объединенной авиастроительной корпорации. Конструкторское бюро с 1945 года разрабатывает пассажирские самолеты разной дальности и вместимости. В 1990 году в линейке появился самолет Ил-114, а в 1999-м — его модернизированная версии — Ил-114 100.