19 февраля 2025 10:14
читать 12 минут

Обещанного – ждут. Задержки оплат могут обвалить российский нефтесервис

Около 25% российских компаний, обслуживающих нефтегазовую отрасль, находятся на грани закрытия. Одна из причин – несвоевременные расчеты крупных заказчиков за выполненные работы. Спасти бизнес может создание сервисных «гигантов» на рынке, считают эксперты.

Нефтегазовые компании РФ в прошлом году потратили на сервисные услуги более 3 трлн рублей – на 14% больше, чем годом раньше. Однако увеличение расходов связано скорее с удорожанием работ на фоне инфляции, а не с повышенным вниманием к нефтесервису. Финансовое положение таких предприятий ухудшается – в том числе из-за «потребительского подхода» энергетических холдингов к подрядчикам.

Нефтесервис финансирует ВИНКи

Недропользователи не увеличивают, а наоборот снижают расходы на нефтесервис, считает вице-президент Общероссийской ассоциации нефтегазосервисных компаний (ОАНК) Владимир Борисов. По его словам, темпы разведочного бурения на новых месторождениях замедлились, из-за чего около 25% сервисных организаций остались фактически без работы.

«Просели геофизики, буровые компании, сегмент исследования скважин – это огромный пласт работ. Нефтяникам сегодня не хватает денег на геологоразведку, хотя прирост запасов – это наше будущее», - прокомментировал собеседник Mashnews.

В то же время, по данным аналитического центра «Яков и Партнеры», объемы разведочного бурения в 2024 году практически не сократились, составив более 1 млн м.

«Объемы разведки сохраняются достаточно высокими на фоне постепенного истощения имеющейся ресурсной базы. Крупные месторождения заканчиваются, и для поддержания запасов необходимо проведение большего количества работ по разведочному бурению, чем раньше», - пояснил старший аналитик компании Валдис Плявиньш. Эксплуатационное же бурение показало небольшое снижение относительно показателей 2023 года (-1,5%) до 30 млн м.

«Рынок нефтесервиса в 2024 году в физических показателях остался на уровне 2023 года, но с точки зрения финансового объема увеличился - причем двузначным значением, что связано с высоким уровнем инфляции», - добавил партнер Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин.

Участники рынка отмечают, что проблема нефтесервиса действительно не в сокращении объемов, а в задержках оплаты выполненных работ. Крупнейшие заказчики ТЭК рассчитываются с подрядчиками в течение 90-120 дней, иногда ждать денег приходится по полгода.

«При этом мы должны ежеквартально платить налоги, плюс – зарплаты сотрудникам и коммунальные платежи. Также нужно своевременно производить закупку оборудования, чтобы оказывать сервисные услуги, а поставщики дают нам рассрочку максимум на месяц. Происходит серьезный кассовый разрыв. И если раньше можно было «перехватить» деньги в банке, то при нынешних ставках это очень дорого», - рассказал Mashnews генеральный директор ООО «СИНТЭК» Сергей Давыдов.

По его словам, длительные сроки оплаты «навязываются» холдингами еще на стадии тендера, и повлиять на условия договора подрядчик никак не может. Сервисные компании, по сути, финансируют нефтебизнес, соглашаясь ждать расчета месяцами.

«Это как короткий банковский кредит, но, предоставляя его, мы не получаем никакой компенсации. Считаю, что это неправильно. Если с нами рассчитываются с опозданием, значит и мы должны иметь какую-то отсрочку по налогам – платить их только с тех доходов, которые уже физически получены», - говорит Сергей Давыдов.

Решать этот вопрос нужно на уровне государства, уверен он. Если этого не сделать, часть игроков из-за тяжелой финансовой ситуации может уйти с рынка. Уже не говоря про сокращение затрат на модернизацию и развитие.

Проблемы сервиса = срыв проектов ТЭК

О том, что российский нефтесервис нуждается в поддержке, в отрасли говорят не первый день. В конце декабря 2024 года президент Национальной ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков на заседании комиссии «Энергетика» Госсовета РФ напомнил, что промышленная безопасность в нефтегазе во многом зависит от работы сервисных организаций. Однако в последние годы они имеют рентабельность «близкую к нулю или ниже». 

«Это приводит к негативным последствиям в сфере промышленной безопасности: устаревание и износ оборудования, снижение квалификации персонала, сокращение бюджета на безопасность и невозможность соблюдения требований и норм. Эти проблемы также затрудняют достижение целей импортозамещения и технологического лидерства в отрасли, что в свою очередь негативно сказывается на экономике страны в целом», - отметил Виктор Хайков в своем телеграм-канале. В числе прочего, он указал на то, что энергетики рассчитываются с подрядчиками за выполненные работы в течение 30-90 дней, что негативно влияет на развитие организаций нефтегазового сервиса.

По мнению Дмитрия Касаткина, около 20% компаний рынка находятся в зоне финансового риска – прежде всего, из-за высокой ключевой ставки и стоимости заемного финансирования.

«Финансовые проблемы ряда компаний приведут скорее либо к их продаже, либо к пересмотру условий контрактов с заказчиком. Но если текущая ситуация со стоимостью финансирования затянется до конца 2025 года, тогда возможны и проблемы с провалом программ освоения из-за массовых банкротств и ухода с рынка мощностей поставщиков сервиса и оборудования», - пояснил партнер Kasatkin Consulting.

Крупному бизнесу работать проще

Владимир Борисов считает, что государство вместе с вертикально-интегрированными холдингами в свое время «упустило» нефтесервисный сектор, позволив зарубежным игрокам занять этот рынок. Вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНКи) платили иностранным фирмам вместо того, чтобы развивать свои. И даже сейчас, когда ситуация изменилась, «потребительский подход» к нефтесервису остался прежним. Заказчики стремятся получить услугу как можно дешевле, зачастую просто «обдирая» подрядчиков, говорит вице-президент ОАНК. Именно поэтому в России до сих пор не появилось действительно мощных предприятий нефтесервиса, которые были бы конкурентны на мировом уровне – у них просто нет ресурсов для развития.

«Наши компании иногда приглашают в Иран или ОАЭ, ведут переговоры, но контрактами это не заканчивается, потому что небольшие организации не могут выполнить тот объем работ, который предложат Halliburton, Schlumberger и другие мощные структуры», - пояснил Владимир Борисов.

Изменить ситуацию можно было бы, объединив мелкие и средние отечественные компании и создав на их базе несколько крупных нефтесервисных «гигантов». Помочь в организации этого процесса должно государство, считает эксперт.

«У нас в стране основная поддержка идет крупному бизнесу, вот и надо создавать большие компании. Тогда и цены будут нормальные, и банки с ними начнут работать, и развитие будет. А когда на рынке преобладают небольшие игроки, на них особо и внимания не обращают», - говорит вице-президент ОАНК.

Такие предприятия можно создавать по территориальному принципу, закрепляя конкретного подрядчика за несколькими соседними регионами. «Например, одна компания с базировкой в Тюмени обслуживает Тюменскую область, ХМАО-Югру и Ямал, другая работает в Башкирии и так далее», - пояснил Владимир Борисов.

Национальный оператор – как альтернативная сила

Особенностью российского рынка нефтесервиса является существенная доля ВИНКов, которые научились самостоятельно покрывать 45-50% работ, что может негативно влиять на малые нефтесервисные компании, подчеркнул старший аналитик «Яков и Партнеры» Валдис Плявиньш.

В текущих условиях появление крупного устойчивого игрока способствовало бы снижению рисков, в том числе для энергетической безопасности страны, считает Дмитрий Касаткин. При этом важно, чтобы доля данного игрока на рынке сервиса не превышала 25-30%, это позволит сохранить конкуренцию и возможность для заказчиков иметь альтернативы. По его мнению, таким игроком может стать национальный оператор нефтесервисных услуг, созданный на инфраструктуре какого-то института развития с мощным финансовым ресурсом и не имеющий связей с крупными ВИНКами.

«Тогда структура рынка была бы следующей: около половины – это внутренний сервис, одна четверть – независимый и одна четверть – национальный оператор. В такой конструкции можно было бы сохранить независимый рынок как драйвер новых технологий, а оператор мог бы консолидировать спрос в сфере нефтегазового машиностроения и стать в будущем экспортоориентированным, конкурируя в нейтральных странах с той же «большой четверкой», имея на то ресурс», - предположил партнер Kasatkin Consulting.

Говоря о поддержке, эксперт подчеркнул, что сервис нуждается в более четком формальном контурировании. Сейчас он не является отдельной отраслью в нормативно-правовых актах, хотя рынок составляет 2,6 трлн рублей. Кроме того, необходимо усилить правовую защищенность сервиса при контрактовании.

«Что касается традиционных проблем - дефицита финансовых ресурсов, кадров, технологий, эти аспекты нуждаются в той же поддержке, что и весь промышленный бизнес в стране. И в настоящее время именно создание национального оператора способствовало бы преодолению большинства барьеров. Как ни парадоксально, но частную инициативу в отрасли может спасти ее частичное «огосударствление», - резюмировал эксперт.

Однако, несмотря на обращения бизнеса, ключевые вопросы, в том числе по срокам оплаты сервисных услуг ВИНКами, пока остаются нерешенными. По мнению Владимира Борисова, у государства сегодня слишком много более приоритетных задач, и когда дойдет очередь до проблем нефтесервиса – неизвестно. 

«Сейчас надо просто продержаться этот сложный период, дождаться лучших времен. Что и делают компании», - заключил вице-президент ОАНК.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!