18 июня 2024 09:43
читать 7 минут

Объединенная судостроительная корпорация решила заняться водородом

ОСК намерена развивать производство водородных генераторов - их собираются использовать как альтернативное судовое топливо. Речь о бесщелочной технологии получения водорода при помощи протообменных мембран, но есть проблема: такие мембраны в России не производят.


Умный водород

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) профинансирует водородный проект Специального конструкторско-технологического бюро по электрохимии (СКТБЭ). Речь идет о производстве генераторов водорода HyClever («Умный водород»). В сообщении ОСК от 13 июня отмечается, что основные преимущества проекта - бесщелочная технология с использованием протонообменных мембран, безопасная эксплуатация, выгодное техническое обслуживание и высокая локализация компонентов российского производства.

Финансированием будет заниматься Венчурный фонд ОСК, который отбирает проекты для дальнейшего внедрения инновационных решений на предприятиях Объединенной судостроительной корпорации. Объемы финансирования проекта HyClever в ОСК не раскрыли.

«Большая доля мировой судостроительной отрасли сегодня взяла курс на «зеленый» водородный вид топлива, многие судостроительные корпорации Европы и Азии планируют совершить переход на водород уже к 2050 году», - рассказали Mashnews в ОСК.

«В мире водород уже используется в больших объемах не только в судостроении, но и во многих секторах промышленности, а это значит, что спрос на водород в ближайшие годы будет только расти. Если сегодня мы не будем активно развивать водородные технологии и необходимую инфраструктуру в России, то в ближайшем будущем у нас есть опасения остаться ни с чем в этой сфере, и мы будем технологически зависеть от других стран. В ближайшее время необходимо начать производить и использовать водород прежде всего для собственных нужд, а в перспективе экспортировать его как вид топлива странам-партнёрам», - заявили в судостроительной корпорации.

Водород в три раза превосходит традиционные виды топлива по энергоотдаче, считается экологически чистым, не имеет карбонового (углеродного) следа.

Компанию СКТБЭ, входящую в состав ОСК, в корпорации называют ведущим производителем электролизных генераторов водорода HyClever производительностью от 1 до 30 м3/ч водорода.

Установки имеют высокую локализацию компонентов российского производства, говорят в ОСК. Сейчас одна установка HyClever поставлена в Казань, другая - в одну из стран СНГ, где на основе генератора сделали автозаправочную станцию, уточнили в корпорации.

«Имея все необходимые компетенции для развития водородных технологий в нашей стране, как для судостроения, так и для других отраслей промышленности, АО «СКТБЭ» планирует стать площадкой для полномасштабного внедрения водородных энергосистем в судостроении, - говорят в ОСК. - Это позволит АО «ОСК» занять ведущие позиции в этой сфере».

 

Без щелочи

Классические электролизеры использует не воду, а раствор щелочи. Бесщелочные - работают за счет протонообменной мембраны, которая разделяет электроды агрегата. Протоны проходят через мембрану, в результате чего и происходит разделение кислорода и водорода (кислород скапливается по одну сторону мембраны, водород - по другую).

«У бесщелочной технологии есть два основных плюса: получение на выходе очень чистого водорода (99,99%) и более простая эксплуатация, так как не требуется сливать щелочь (а работа с щелочью достаточно опасна для обслуживающего персонала)», - рассказывает заместитель руководителя Центра компетенций НТИ «Новые и мобильные источники энергии» ФИЦ ПХФ и МХ РАН Алексей Паевский.

«Но есть и существенный минус, заключающийся в том, что в главном электролизном блоке бесщелочного электролизера необходима та самая протонно-обменная мембрана, которая в России пока не производится, на сегодняшний день такое производство только отрабатывается. То есть возникают риски, связанные с закупками», - поясняет Паевский.

 

Почему не СПГ?

Не очень понятно, почему решили заняться именно водородом, а не сжиженным природным газом, которого у России много, и который также может использоваться в качестве судового топлива, говорит главный редактор портала «Геоэнергетика инфо» Борис Марцинкевич.

«У нас есть патенты на крупнотоннажное и среднетоннажное сжижение (у «Газпрома», «Роснефти» и «Новатэка»), есть стенд для испытаний криогенной техники (криогенная установка - ключевой агрегат для сжижения природного газа). Причем таких стендов в мире всего три. Российский финансировался «Росатомом» и «Новатэком» при участии Минпромторга, однако до сих пор стендом фактически пользовался только «Росатом», - отмечает эксперт.

Гендиректор Фонда энергетического развития Сергей Пикин напоминает, что в мире сейчас идет ужесточение экологических требований к судовому транспорту, и системы движения постепенно меняются. Водород, по словам Пикина, лишь один из вариантов топлива с минимальным влиянием на окружающую среду, но при этом позволяющего проходить судам большие расстояния.

«Однако пока это все на стадии НИОКР, масштабного использования альтернативного топлива пока нет, - отмечает Пикин. - Будут пробоваться разные подходы, разные технологии, как это уже происходит в наземном транспорте, и время покажет, что приживется, а что нет».

Например, для судов, по словам Пикина, вряд ли подойдут солнечные батареи. Во всяком случае, на данный момент - так как их надо совмещать с системами накопления энергии, а это в совокупности пока дорого.

Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: