Оазис процветающей экономики. Перенос производства в ТОР позволяет сэкономить, но чреват рисками
В России предлагают создать международные территории опережающего развития (МТОР). Они станут дополнением к 113 действующим ТОР. Резиденты таких территорий получают налоговые льготы и другие преференции. Нарушение условий работы в ТОР грозит предприятиям серьёзными санкциями.
Идём на восток
С инициативой создания нового типа ТОР — международных — в марте выступило Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. Для этого необходимо внести изменения в федеральное законодательство. Проект поправок опубликован на портале общественных обсуждений законопроектов.
В международных зонах планируется создать «благоприятные условия для реализации совместных с иностранными партнёрами из дружественных стран проектов».
Чиновники намекают, что речь идёт прежде всего о Китае — в качестве примера МТОР приводятся китайско-белорусский индустриальный парк «Великий Камень» и китайско-сингапурский «Сучжоу».
Резиденты МТОР должны инвестировать не менее 500 млн рублей в создание производства «высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью». Перечень таких товаров должно определить Правительство России. Взамен участники проекта получат 20-летнее полное освобождение от налогов на прибыль и имущество, от земельного и транспортного налогов, а также сниженные ставки по страховым взносам.
Резидентам предоставят преимущества по исполнению госзаказа, льготный режим привлечения высококвалифицированных иностранных сотрудников и освобождение от требований валютного контроля.
«В целях обеспечения защиты резидентов МТОР от санкций и других подобных ограничений предусматривается возможность закрытия публичного доступа к информации о резиденте», — отмечается в пояснительной записке.
По оценкам чиновников, такие преференции позволят за десять лет привлечь 30 млрд рублей инвестиций и создать не менее 1060 новых рабочих мест. В то же время казна и внебюджетные фонды потеряют более 9 млрд рублей налоговых поступлений.
Предполагается, что площадь МТОР не превысит 20 кв. км, на ней разместятся 10–20 производств.
Белорусский опыт
Фото: belgazprombank.by
Индустриальный парк «Великий Камень» был открыт в 2012 году под Минском. Резидент обязуется вложить не менее $5 млн в приоритетные отрасли (машиностроение, электроника и телекоммуникации, фармацевтика, электронная коммерция и другие).
Инвесторам белорусские власти обещают отсутствие контрольных проверок, неухудшение условий деятельности в течение десяти лет, льготный визовый режим, а также применение иностранных технических нормативов (США, ЕС и КНР) для разработки проектной документации.
Резидентами индустриального парка стали дочерние компании как китайских корпораций (ZTE, Huawei), так и западных инвесторов: американского Veismed, австрийского Kronospan, швейцарского HESS.
Опережают развитие
Сейчас в России работают 113 обычных территорий опережающего развития. Принятый ещё в 2014 году федеральный закон предусматривает создание в ТОР (изначально они именовались «территориями опережающего социально-экономического развития») «особого правового режима осуществления предпринимательской и иной деятельности». Преференции призваны сформировать благоприятные условия для привлечения инвестиций.
Большинство ТОР создано в так называемых моногородах. Среди них — Пикалёво в Ленинградской области и Костомукша в Мурманской, Тольятти, Сарапул, Набережные Челны, Нижнекамск, Миасс и так далее.
Восемь ТОР функционируют в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), находящихся в ведении госкорпорации «Росатом».
Резиденты ТОР вправе использовать режим свободной таможенной территории и налоговые льготы, в том числе обнуление или пониженные ставки налогов на прибыль, имущество, добычу полезных ископаемых, а также по страховым взносам.
Подходит не всем
Фото: russian.news.cn
В отличие от офшоров все эти привилегии предоставляются только предприятиям, реально осуществляющим деятельность в границах ТОР. Такие компании даже не вправе иметь филиалы.
Для каждой зоны определены виды деятельности и другие условия участия. Так, резидент ТОР «Тольятти» должен инвестировать не менее 20 млн рублей. В ТОР «Костомукша», «Пикалёво» и ряде других установлены более мягкие требования — всего 2,5 млн рублей инвестиций, но обязательно — создание не менее 10 рабочих мест в приоритетных отраслях.
Работа в ТОР подходит не всем, считает заместитель председателя Комитета по финансовым рынкам Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Алексей Балашов.
«В ТОР могут работать ограниченное количество инвесторов, развивающих привязанный к специфике самого места деятельности бизнес. В первую очередь это касается территорий ЗАТО, где, помимо ограничений по режиму, разрешается продавать определённый вид продукции. Но в текущей ситуации это может как раз таки стимулировать развитие производства — поставщики и подрядчики крупных закрытых предприятий сейчас активно замещают импорт и внедряют свои разработки. Особый налоговый режим поможет им выиграть и по цене, и по качеству продукции», — объясняет Алексей Балашов.
В перспективе появления сторонних инвесторов в подведомственных Росатому ТОР не убеждён даже заместитель генерального директора по развитию производственной системы этой госкорпорации Сергей Обозов.
«Есть ограничения, связанные в том числе с пропускным режимом. Не зря в Сарове мы создали технопарк рядом — вне ЗАТО и ТОР. С другой стороны, некоторым видам производств, наверное, полезно оказаться в зоне с ограниченным доступом», — сказал MASHNEWS Сергей Обозов.
Производители, работающие на массовый рынок, критически оценивают идеи релоцироваться в льготную зону.
«Предприятия мебельной промышленности традиционно располагаются как можно ближе к крупным рынкам сбыта. Перенос производства в ТОР значительно увеличит сроки изготовления продукции и снизит рентабельность, так как заметно увеличатся расходы на логистику», — объясняет генеральный директор «Первой мебельной фабрики» Александр Шестаков.
Ошибки резидентов
Желающему стать резидентом льготной зоны необходимо представить бизнес-план и заключить с уполномоченной управляющей компанией специальное соглашение.
Нарушение или даже добросовестное расторжение такого договора грозит взысканием порой многомиллионных санкций. Так, получая статус резидента ТОР «Хабаровск», ООО «Торэкс» обязалось создать металлургическое производство, вложив в него не менее 4,5 млрд рублей. Бизнес-план предусматривал подключение объекта к системам электро-, газо- и водоснабжения.
Управляющая компания — АО «Корпорация развития Дальнего Востока» — выполнила работы по такому подключению. Но резидент переориентировался на другой регион (купил металлургический завод) и отказался от договора с ТОР. Управляющая компания предъявила иск о взыскании расходов на подготовку инфраструктуры — 19,5 млн рублей. Арбитражный суд признал допущенное ООО «Торэкс» нарушение существенным и обязал возместить убытки.
Аналогичное решение было принято в отношении ООО «Лаорус Продукт», планировавшего создать производство пищевых продуктов в ТОР «Надежденская» (Приморский край). Объём инвестиций оценивался в 116 млн рублей. Однако договор аренды выделенного для строительства земельного участка был расторгнут, что было квалифицировано как неисполнение резидентом взятых на себя обязательств.
Павел Нетупский для MASHNEWS