О вкусной и здоровой пище. Государство решило кормить население органическими продуктами
Минсельхоз России планирует в разы увеличить производство органических продуктов. Сейчас о том, что это такое, знает 1% населения страны. Эти люди живут в Москве и Петербурге. Подавляющее большинство граждан России считает органические продукты «едой для богатых».
Стратегия органического роста
Минсельхоз России опубликовал для общественного обсуждения «Стратегию развития органического производства в Российской Федерации до 2030 года».
Документ предполагает, что внутреннее потребление вырастет с 24,4 млрд рублей в 2021 году до 384 млрд рублей в 2030 году. То есть в 15 раз (это оптимистический сценарий). В пересчёте на одного россиянина расходы на потребление органических продуктов должны увеличиться со 147 руб./чел. в 2020 году до 2580 руб./чел. в 2030 году.
Чтобы достичь этих показателей, должна, во-первых, вырасти доля россиян, готовых увеличивать траты на «вкусную и здоровую» пищу, пишет Минсельзоз. Во-вторых, производителям необходимо ввести в оборот залежные земли, а крупным агрохолдингам перейти на органические практики сельхозпроизводства.
В органическом сельском хозяйстве запрещено применять антибиотики, пестициды, агрохимикаты, ГМО и так далее. Это регулирует федеральный закон «Об органической продукции».
Мало производителей
Рынок органической продукции России находится в стадии формирования, пишут авторы «Стратегии». По их данным, доля органической продукции на продовольственном рынке страны — 0,13%. Лишь в 46 регионах России работают производители органических продуктов.
Всего в России более полутора сотен предприятий получили право называть свою продукцию органической. Их реестр ведёт Минсельхоз.
Доля органического животноводства в общем объёме животноводства в РФ составляет 0,16% (в стоимостном выражении). Органическое мясо производится только на девяти предприятиях в России, производством органического молока занимаются 10 компаний.
Из положительного: количество сертифицированных производителей за 2022 год по сравнению с 2021-м выросло на 46%.
Мало потребителей
Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
В 2021 году потребление органической продукции в России составило 24,4 млрд рублей, при этом до 80% потребления приходится на Москву и Санкт-Петербург. В столице количество магазинов органических и натуральных продуктов в разы превышает количество таких торговых точек в Петербурге.
Потребитель воспринимает органику как продукт с ценовым уровнем выше среднего. Подавляющая доля органической продукции в России продаётся через супермаркеты. Торговые сети, работающие в формате «эконом», органическая продукция не интересует.
Стоимость органической продукции высока из-за дополнительных производственных издержек, указывают в Минсельхозе.
Существенна зависимость российских производителей от импорта семян, средств защиты растений, машин и оборудования для органического хозяйства. В других государствах темпы развития органических технологий высоки, поэтому отечественным предприятиям приходится конкурировать как с традиционными, так и с новыми странами-экспортёрами.
Сильными сторонами России специалисты Минсельхоза считают возможность увеличения посевных площадей за счёт вовлечения в оборот неиспользуемых сельхозугодий, потенциально большой внутренний спрос на органическую продукцию и растущий тренд на здоровое питание.
Как пахнет настоящий помидор?
В России интересы производителей органических продуктов представляют два объединения: «Союз органического земледелия» и «Национальный органический союз». И в одном, и в другом профессиональном сообществе не стали комментировать минсельхозовскую «Стратегию развития».
Глава фермерского хозяйства «Белые луги» из Московской области Илья Белугин в разговоре с MASHNEWS оценил состояние российского органического сельского хозяйства как «ущербное». Тем не менее он считает, что изменить ситуацию можно, причём цифры могут быть и выше, чем указаны в «Стратегии».
«Достаточно закона, что если в районе есть хоть один сертифицированный органический производитель, то всё продовольствие, например, для детских садов и школ, закупается только у него. Соответственно, в считаные годы в каждом районе появятся десятки производителей органики. У фермеров будет сбыт, между ними возникнет конкуренция. В нашем районе два таких производителя, в соседнем — ни одного. Если два и больше, то между ними устраивается тендер, но внутри района. Недостающую продукцию закупайте в других районах, а если совсем продуктов органических нет, то вот тогда приобретайте их на »химическом« рынке», — говорит Белугин.
«Без привязки к районным хозяйствам ничего не выйдет. Агрохолдинги сделают себе сертификаты, и опять никакого развития на селе не будет. А так от детей родители будут слышать, что картошечка-то, мама, какая-то не такая, у нас в школе вкуснее кормят. И деньги на продвижение тратить не нужно будет. Если это сделать, то попрёт так, что за 10 лет вся страна на органику перейдёт», — уверен он.
Отсутствие стимула серьёзно тормозит процесс развития органического земледелия и животноводства, рассказывает фермер. По словам Белугина, даже в своём районе он знает с десяток фермеров, которые могли бы легко перейти на органику. Но они не понимают, ради чего это надо сделать.
«Себестоимость вырастет, а спасибо никто не скажет, — объясняет Илья Белугин. — Поэтому и продолжают травить »химозой« и почву, и своих рабочих. Агрономы — все инвалиды, потому что они, по сути, агрохимики. Придумывают чудесные растворы, чтобы и моль не поела, и урожай был большой».
«Мы сейчас, на самом деле, производим продукцию для толстосумов, которые задумались о своей красоте, здоровье и долголетии. До рядового населения это довести стоит очень дорого, многие вообще не знают о таком стандарте. У нас, например, нет денег на то, чтобы убедить людей. А ведь молодёжь уже и не понимает, как настоящий помидор должен пахнуть. Они привыкли к химическим, и как мы будем их убеждать, что надо покупать нашу продукцию дороже?» — спрашивает Белугин.
Можно ли верить агрохолдингам?
Фото: mos.ru
Не берётся прогнозировать, достижимы ли цели Минсельхоза, совладелец семейного магазина органических продуктов «Рожь да Лён» Олеся Ермолина. Дело в том, что на рынке мало производителей, и поэтому цена продукции сейчас «далеко не средняя». Она согласна с Белугиным, что очень много людей не в курсе, что такое органический продукт, в чём его отличие от просто натурального, от фермерского, какие критерии при сертификации и так далее.
«Очень большой вопрос в осведомлённости. Есть категории товаров, которые люди готовы покупать даже по более высокой цене. Но отсутствие информированности — это, я думаю, самый большой вопрос. Поэтому если планы даже по освещению этой тематики будут исполнены, то цели реальны», — уверена Ермолина.
Она говорит, что за прошлый год количество предприятий, получивших органический сертификат, существенно выросло, но вслед за этим возник вопрос качества.
«Появляется всё больше крупных производителей, обычных индустриальщиков, которые хотят выделять направление органики. И вот здесь у нас сомнения. Если это маленькое хозяйство — то это действительно органический продукт достойного качества. А если говорить о крупных производителях, которые выделяют какую-то линейку, то есть прецеденты того, что этот продукт не полностью соответствует всем критериям оценки органического продукта», — отмечает Ермолина.
Государство должно гарантировать спрос
Исполнительный директор и соучредитель предприятия «Чёрный хлеб» из Тульской области Евгений Шифанов рассказал MASHNEWS, что без участия государства достичь показателей, указанных в «Стратегии», будет трудно.
«Основной проблемой для органиков является сбыт. В России осведомлённость населения в области органического производства остаётся на крайне низком уровне и составляет менее 1% его численности. Чтобы увеличить потребление, необходимо обеспечить продвижение здорового образа жизни с указанием пользы органической продукции, нужно повысить её узнаваемость. Необходимо усиливать меры государственной поддержки. Сейчас органические производители могут рассчитывать на компенсацию производственных затрат наравне с обычными фермерами, хотя в развитых странах субсидии органикам составляют кратно больше. Помимо компенсации затрат на производство органической продукции, нужно обеспечивать и её реализацию. Таким примером может стать органическое питание в детских садах и школах. В этом случае государство решает не только проблему снижения плодородия почв, но и улучшает здоровье будущего поколения», — говорит Шифанов.
Олеся Ермолина считает, что сейчас места на рынке хватит всем. Чем больше будет появляться небольших фермерских хозяйств, работающих по принципам органики, тем лучше. В идеале в каждом районе должен быть маленький магазин, который сотрудничает с несколькими фермерскими хозяйствами.
«Основная проблема — это поставка овощей, фруктов и зелени. Объёмов сильно не хватает. Если говорить про бакалею, то тут производители есть. А вот свежих органических овощей зимой нет совсем. В России всего две сертифицированных теплицы. И в зимнее время они работают не на полную мощность. Если летом как-то всё оживляется, то зимой и ранней весной нет ничего. Поэтому если будут появляться органические хозяйства, то жизнь такого небольшого магазина, как наш, возможна в каждом районе», — считает Ермолина.