Новый фрегат "Супер-Горшков" подрастёт до "крейсерских" размеров. В цене тоже
В опытном бассейне Крыловского центра успешно завершились модельные испытания обновлённого корпуса перспективного фрегата проекта 22350М. В результате доработок проекта водоизмещение корабля выросло с первоначальных 7–8 до 9–10 тыс. т. Вырастет и цена фрегата.
Фрегат проекта 22350М получит водоизмещение и вооружение уровня небольшого крейсера
Новый фрегат, который создают на базе проекта 22350 (головной корабль серии — «Адмирал Горшков»), получил в кораблестроительной среде прозвище «Супер-Горшков»: это обусловлено его водоизмещением, выросшим почти вдвое по сравнению с базовым проектом 22350, размерениями на уровне эсминца или небольшого крейсера и значительно возросшим боекомплектом. По примерным подсчётам, фрегат проекта 22350М обойдётся в 35–45 млрд рублей в сравнении с 25–35 млрд за фрегат типа «Адмирал Горшков».
Как рассказал MASHNEWS источник в кораблестроительной отрасли, знакомый с ситуацией, в ходе проектирования водоизмещение перспективного корабля выросло с изначальных 7–8 до 9–10 тыс. т. Это примерно соответствует водоизмещению ракетного эсминца ВМС США типа «Арли Бёрк» или крейсера проекта 1164 типа «Москва».
В 2017 году тогдашний замглавкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук рассказал автору этого материала, что фрегаты проекта 22350М получат водоизмещение около 8000 т и смогут нести 48 крылатых ракет «Калибр». В их арсенал также включат гиперзвуковые ракеты «Циркон». Энергоустановка будет полностью российской и более мощной, чем у фрегатов типа «Адмирал Горшков».
Увеличение размерений позволит оснастить фрегат бо́льшим количеством установок вертикального пуска для различного вооружения: как ударного ракетного, так и оружия самообороны (зенитных ракет). Фрегаты проекта 22350 первой серии располагают 16 ячейками универсального корабельного стрельбового комплекса УКСК (16 «Калибров», «Ониксов» или «Цирконов»); фрегаты проекта 22350 второй серии получат уже 32 ячейки УКСК, а фрегаты проекта 22350М не менее 48 ячеек.
Как проектировали корабль проекта 22350М
Вариант облика перспективного боевого надводного корабля для ВМФ России, созданного на базе фрегата проекта 22350. Моринформсистема-Агат
Другой собеседник сообщил журналисту издания, что конструкторы провели все необходимые гидродинамические расчёты, на основании которых создана модель корпуса корабля, которую успешно испытали в бассейне Крыловского государственного научного центра.
Научный руководитель КГНЦ Валерий Половинкин не подтвердил MASHNEWS эту информацию, но и не опроверг её. По его словам, модельные испытания проводятся для всех современных проектов кораблей, создающихся в интересах ВМФ России.
Бюро-проектант фрегатов проекта 22350М, Северное ПКБ, заключило контракт на разработку эскизного проекта (ЭП) корабля 25 декабря 2018 года. О сроках разработки концепт-проекта и аванпроекта, предшествовавших ЭП, широкой общественности не сообщали. Можно предположить, что с 2010 годов конструкторы вели предпроектные проработки — как в инициативном порядке, так и согласно пожеланиям ВМФ. О готовности эскизного проекта фрегата проекта 22350М стало известно в ноябре 2019 года: таким образом, его разработка заняла чуть меньше года. Заложить головной корабль новой серии планировали в 2021-м, однако сроки сдвинули вправо.
В 2019 году глава ОСК Алексей Рахманов анонсировал завершение проектирования нового корабля в 2022 году. Закладку тогда планировали на 2023 год. В 2021-м замглавы ОСК по военному кораблестроению Владимир Королёв сообщил, что технический проект корабля завершат в 2023 году, а закладка состоится годом позже.
Таким образом, изначально озвученный срок сдачи головного фрегата проекта 22350М, 2026–2027 годы, выдержать скорее всего не удастся, и постройка первого корабля новой серии может переместиться в следующую госпрограмму вооружений. Существующая ГПВ принята в 2018 году и рассчитана до 2027 года.
От чего зависят сроки закладки фрегата проекта 22350М
Вариант облика перспективного боевого надводного корабля для ВМФ России, созданного на базе фрегата проекта 22350. Моринформсистема-Агат
Строить фрегаты проекта 22350М планируют на петербургской «Северной верфи»: это пока единственный в России завод, где ведётся постройка фрегатов базового проекта 22350. Закладка головного корабля проекта 22350М планируется после завершения строительства нового эллинга «Северной верфи».
Сроки завершения постройки эллинга, которая входит в программу масштабной модернизации верфи, неоднократно переносились из-за проблем с компаниями-подрядчиками. 26 октября директор завода Игорь Орлов заявил MASHNEWS о завершении конкурсных процедур по выбору нового подрядчика.
По его словам, предыдущий подрядчик обанкротился, не выполнив необходимый объём работ.«В этом году мы продолжим строить», — резюмировал директор «Северной верфи». Модернизацию верфи в 2017 году оценили в 26 млрд рублей: вероятно, сейчас эта сумма увеличилась.
Компьютерная отрисовка варианта модернизации «Северной верфи»
В пресс-службе «Северной верфи» переадресовали запрос журналиста MASHNEWS о сроках закладки головного корабля проекта 22350М в Минобороны. Помощник главкома ВМФ России капитан I ранга Игорь Дыгало не смог оперативно прокомментировать информацию о постройке первого фрегата нового типа.
Стоимость нового корабля не раскрывается, однако она превзойдёт ориентировочную сумму в 25–35 млрд рублей, в которую оценивалась постройка фрегата проекта 22350. По словам эксперта Российского совета по международным делам и специалиста по ВМФ России Ильи Крамника, стоимость перспективного фрегата в сравнении с кораблём проекта 22350 первой и второй серий будет значительно выше. По оценкам ряда СМИ, примерная стоимость фрегата проекта 22350М оценивается в 34–45 млрд рублей. При этом в ходе налаживания серийного производства, «от корпуса к корпусу» корабли будут дешеветь, рассказал экс-гендиректор «Северной верфи» Игорь Пономарёв.
СПРАВКА MASHNEWS:
Разработка фрегата проекта 22350 стартовала на рубеже XX–XXI столетий. Проект создали в Северном ПКБ, главный конструктор — Игорь Шрамко. Головной корабль, «Адмирал флота Советского Союза Горшков», заложили в 2006 году. Из-за ряда сложностей его ввели в строй лишь в 2018-м. Сейчас в строю два корабля этого проекта, ещё шесть — в разной степени готовности.
После ввода в строй головного фрегата проекта 22350М ВМФ России будет располагать четырьмя сериями боевых многоцелевых надводных кораблей класса «фрегат»: это корабли проекта 11356, фрегаты проекта 22350 первой и второй серий, и 22350М. Общая потребность флота в таких кораблях оценивается как минимум в 20–24 фрегатов. На 9 ноября в составе флота находятся лишь шесть кораблей этого класса: три фрегата проекта 11356, два фрегата проекта 22350 первой серии и фрегат проекта 1155М, изначально построенный как большой противолодочный корабль проекта 1155 и модернизированный до «фрегатного» уровня.