Новые российские автомобили узнают по кузову. На что способны отечественные автодизайнеры
Российские автопроизводители анонсировали выпуск в 2024 году несколько знаковых новинок: обещают возобновленную «Волгу» и обновленный УАЗ «Патриот», бизнес-седан Lada Aura, электромобили Atom и Amber. Все это — национальные марки с оригинальным дизайном. Долгие годы об отечественном автодизайне был почти ничего не слышно, российские специалисты работали над созданием иностранных машин. Сможет ли сейчас Россия проявить себя в мире автомобильного дизайна, разбирался Mashnews.
В новом облике
В 2024 году «АвтоВАЗ» намерен начать производство седана бизнес-класса Lada Aura, группа «Соллерс» представит после рестайлинга новый УАЗ «Патриот», в Нижнем Новгороде ГАЗ собирается начать производство обновленной «Волги». В планах калининградского «Автотора» — электроавтомобиль Amber. В этом году намечен старт серийного производства и другого электроавтомобиля - Atom, его разработкой занимается дочернее предприятие «КАМАЗа».
В конце декабря 2023 года cоцсети заполонили фотографии красной машины довольно несуразного вида. Изначально снимки были опубликованы на сайте Московского Политеха, в релизе вуза указывалось, что это опытный экземпляр электроавтомобиля категории L7, который намеревается производить «Автотор». Пользователи соцсетей упражнялись в остроумии, иронизируя над дизайном будущей машины. Но, как выяснилось, в данном случае, дизайна никакого и не было.
«Изображения, появившиеся в сети Интернет, не имеют ничего общего с внешним обликом собственного электромобиля «Автотор», работа над которым продолжается в настоящее время. На распространяемых фото изображен универсальный носитель агрегатов, который используется для тестирования работы всех систем будущего автомобиля», - сообщила Mashnews PR-директор «Автотор Холдинг» Ксения Казарина.
Наша собеседница подчеркнула, что универсальный носитель, разработанный специалистами московского Политехнического университета, который и был продемонстрирован на снимках, позволяет устанавливать любой силовой агрегат и тестировать в движении установку, собранную в единую систему. Такой носитель может использоваться для тестирования систем будущих колесных транспортных средств от класса L7, а также легких коммерческих автомобилей в реальных условиях эксплуатации.
Московский Политех в итоге удалил наделавший шума релиз с сайта, а эта история стала показателем уровня доверия пользователей соцсетей к отечественному автомобильному дизайну.
Как у Aurus появились ноздри
На открытой лекции в ВДНХ, посвященной автомобилю Aurus, один из слушателей спросил спикера - директора Центра дизайна ФГУП «НАМИ» Юрия Черненко, почему автомобили «АвтоВАЗа» отличает столь скромный дизайн. Черненко призвал не сравнивать Aurus с народными автомобилями ВАЗа. И объяснил, что даже при производстве премиального автомобиля для первого лица внешний вид машины определяют не столько дизайнеры, сколько конструкторы.
Автомобили Aurus собирают на территории Особой экономической зоны в Алабуге с 2017 года, сейчас в линейке три модели Aurus Senat, Aurus Senat Limousine, Aurus Komendant, также в семействе есть минивэн.
Разработка дизайна Aurus велась с 2012 года. Черненко рассказал, что изначально проектом, носившим на первых порах название «Кортеж», занимались исключительно специалисты ФГУП «НАМИ», затем был объявлен конкурс, в нем приняли участие 78 крупнейших дизайнерских студий со всего мира, включая такие Bertone, Marussia, Cardi. Лучшими были признаны наработки ФГУП «НАМИ». Однако так называемый «Прототип А», то есть, автомобиль, первоначально отрисованный дизайнерами, сильно отличался от машины, которая в итоге пошла в серию.
«Изначально в передней части автомобиля была сделана вертикальная узкая решетка. Но когда мы начали работать, конструкторы сказали, что все это, конечно, хорошо, но она должна быть шире и должны появиться отверстия по бокам. Впоследствии все это было сделано, решетка стала шире, появились отверстия. Конструктора сказали — этого недостаточно, отверстия должны быть еще больше, решетка - еще шире, потому что двигатель очень мощный — 600 лошадиных сил. И ему нужно много воздуха. В итоге появились «ноздри», которые мы закрыли хромированными полосочками. Но в дальнейшем работая над стилем и учитывая мнение владельцев дорогих автомобилей, мы поняли, что автомобиль должен выглядеть сдержанно и уменьшили количество хрома», - рассказал Черненко.
И это не единственное изменение. Например, аэродинамические испытания, проведенные в 2016 году, показали, что задняя часть автомобиля, которая была сделана изначально покатой, дает чрезмерно большую подъемную силу, и машина не прошла тесты по аэродинамике. В итоге конструкторы указали дизайнерам оптимальную высоту поверхности багажника. Внешний вид автомобиля снова был переработан. После очередных правок от конструкторов, отказались дизайнеры и от линии Хоффайстера (особого выступа на окнах).
Aurus для автомобильных дизайнеров — это особая история. Так как автомобиль премиальный, то цена комплектующих не имеет принципиального значения, главное — технические характеристики. В массовом сегменте творческую мысль дизайнера ограничивают не только законы физики, но и экономика проекта.
Вопросы базы
«Промышленный дизайн в целом, и автодизайн в частности, всегда подстраивались под материальную базу. В случае возникновения ограничений, связанных с нехваткой тех или иных деталей или той или иной технологии, дизайнер как гибкий специалист адаптируется под возможности предприятия и создает объект под имеющиеся условия и технологии», - рассказала Mashnews доктор искусствоведения, профессор кафедры системного дизайна РГУ имени А.Н. Косыгина Наталья Казакова.
Автомобильный дизайнеры разрабатывают не только облик кузова, но и формы экстерьера и интерьера, продумывают эргономику внутреннего пространства, осуществляют подбор материалов и текстур, пояснила эксперт. При проведении всех работ дизайнер должен учитывать нюансы инженерных, конструкторских и технологических этапов производства.
«Это всегда комплексный, сложный процесс, давно вышедший за рамки восприятия одного эксперта», - подчеркнула Казакова.
Таким образом, автомобильный дизайн оказывается в прямой зависимости от возможностей заводов автокомпонентов. В прошлые годы российские производители автокомпонентов плотно сотрудничали с зарубежными брендами, поставляли продукцию на российские заводы Renault, Hyundai, Toyota и другие. После ухода этих брендов из России заводы столкнулись с убытками из-за того, что произведенные, но не переданные заказчику автокомпоненты остались висеть на предприятиях мертвым грузом. Mashnews рассказывал о том, как переживают эту ситуацию российские производители.
Сейчас на дизайн автомобилей влияет и развитие цифровых технологий.
«Внешний вид, управляемость и механика отходят на второй план, а главными становятся «интеллектуальная» начинка и иммерсивность (от immerse — погружать) авто. Машины превращаются в полнофункциональные офисы и места для видеоконференций. Они интегрируются в экосистемы цифровых гигантов, становятся «смартфонами на колесах», -рассказал Mashnews предметный дизайнер Игорь Дадыгин, аспирант РГУ имени А.Н. Косыгина.
Производители должны быть готовы к тому, что многие автовладельцы теперь стремятся сделать свои автомобили уникальными. Соответственно, дизайн должен быть таким, чтобы было возможно использование смелых цветов, уникальных материалов и настраиваемых функций освещения, объясняет Дадыгин.
Вездеходы – наше все
В сегменте спецтехники позиции отечественного автомобилестроения более прочны. Например, по данным журнала «Спецтехника», российские вездеходы занимают до 99% отечественного рынка.
Дизайн таких автомобилей создается российскими разработчиками. Правда, тут простор для творчества серьезно ограничивается условиями эксплуатации.
«Дизайнер, не задумывающийся о том, как вездеход будет продираться через бурелом и кусты, может изобразить очень симпатичный космолет, но в реальной вездеходной эксплуатации он будет легко уязвим, его будет сложно и дорого изготовить», - рассказал Mashnews разработчик вездеходов АГ20 и АГ30 Алексей Гарагашьян. Проектирование и создание АГ20 в металле заняло у него полтора года. По просьбе Mashnews Алексей Гарагашьян рассказал, как велась эта работа.
«Сперва формулируется задача: для чего нужна машина, каковы ее основные свойства, что вторично. Исходя из поставленных задач и бюджета, формируется концепция вездехода. Затем прорабатываются основные узлы и агрегаты. Например, у АГ20 и 30, это планетарные механизмы поворота. Они могут располагаться только между колесами и тем самым сильно влияют на внешний вид. Продувка воздуха через радиатор и моторный отсек может быть только поперек кузова. Плюс к этому, входи выход воздушного потока должен иметь большое сечение. Соответственно, при разработке дизайна надо это учитывать. Один из важнейших факторов, влияющих на внешний вид, это удобство экипажа и обзорность с места водителя», - перечислил эксперт.
После получения трехмерной модели с колесами, мотором, трансмиссией, дизайнер находит удобное положение экипажа, обеспечивает ему обзорность, спальное место и только затем, подчеркивает эксперт, полученную заготовку облекают во внешние очертания кузова.
«Для того, чтобы работа дизайнера не оставалась на бумаге, надо, чтобы он не только хорошо рисовал и чувствовал форму, но и был бы вездеходчиком, чтобы понимал, какие условия и нагрузки должна выдерживать машина, имел бы представление о проходимости, живучести, удобстве обслуживания. Кроме того, дизайнер должен работать в паре с конструктором и понимать, что его роль вторична. Тогда, вложив свой талант в оставленное конструктором пространство, он смог бы создать вполне привлекательный и функциональный дизайн», - констатировал Гарагашьян.
СПРАВКА MASHNEWS
- Дизайнеры из России участвовали в разработке мировых автомобильных брендов. Так, Данил Кузвесов работал над созданием моделей Ferrari, Александр Селипанов - над обликом Bugatti, Артем Неретин известен как один из дизайнеров Peugeot, Арсений Костромин - Renault, Артём Попков создавал элементы для Mercedes, Opel, Hyundai, а Владимир Пирожков – для Citroenи Toyota.