Новая морская коллегия – прорыв или перетасовка старых кадров?
Во вторник президент России Владимир Путин подписал указы о создании Морской коллегии РФ и Управления Президента РФ по вопросам национальной морской политики.
Барк «Седов» (слева) и корвет «Бойкий» встречают парадный строй на репетиции парада ко Дню Военно-Морского флота в Кронштадте. Александр Гальперин/РИА Новости.
Вторая морская
Новое ведомство во главе с нынешним советником президента РФ Николаем Патрушевым, бывшим секретарем Совбеза и экс-главой ФСБ России, будет курировать вопросы национальной политики в области защиты интересов страны в мировом океане и координировать работу органов власти в этой области. Как следует из документа, речь будет идти, в частности, о развитии судостроительного комплекса, защите интересов РФ в Арктике и Антарктике, развитии СМП.
Управление по вопросам национальной морской политики возглавил Сергей Вахруков, который работал с Патрушевым в Совбезе на посту его заместителя и помощника.
В настоящий момент в России также действует Морская коллегия при правительстве РФ, ее возглавляет вице-премьер правительства РФ Денис Мантуров.
Ближе к телу
Как рассказал Mashnews заместитель генерального директора «ЦНИИ Морского флота» Александр Буянов, основной задачей существующей Морской коллегии при Правительстве является координация деятельности федеральных органов власти и организаций в области повышения морского потенциала России, совершенствовании нормативно-правовой базы, защиты интересов России на международной арене в области морской деятельности, в том числе по Арктике и Антарктике. В целом деятельность Морской коллегии была направлена на повышение значения морской деятельности Российской Федерации в решении геополитических, оборонных, экономических, внешнеполитических, социальных и других задач.
«Пока достаточно сложно судить о целях и задачах создания новой Морской коллегии России. Новую Морскую коллегию возглавит Николай Патрушев, из этого я могу сделать вывод, что базовой «концепцией» деятельности все же будет оборонный блок, включая экономическую безопасность и суверенитет», – говорит Буянов.
Первый заместитель генерального директора ООО «Морские комплексные системы» Лев Засыпко видит разницу между этими двумя Морскими коллегиями.
«Предыдущая версия Морской коллегии обладала небольшой эффективностью в силу отсутствия »доступа к телу« и отсутствия четкого межведомственного взаимодействия и единой доктрины по демонстрации российского морского флага, не обязательно военного. Теперь же усилия по созданию не только военной, но и торговой, продовольственной безопасности России будут координироваться из одного центра», – говорит он.
Впрочем, Буянов с ним не согласен и полагает, что ждать радикальных перемен не стоит.
«В состав коллегии войдут известные арктические «игроки» - НОВАТЭК, Росатом, полпредство президента в Дальневосточном федеральном округе. Здесь, по моему мнению, ничего нового ожидать не стоит. Это уже устоявшееся за последние несколько лет распределение полномочий и ответственности. В целом создание такой Морской коллеги в текущий момент времени говорит о значительном повышении приоритета развития СМП и арктических проектов»,- отметил эксперт.
Засыпко же надеется, что Морская коллегия в итоге трансформируется в советский Минсудпром, который наведет порядок в отрасли.
«Морская коллегия в ее нынешней форме получит больше полномочий, так как присутствие в ней Николая Патрушева резко повышает статус этой организации за счет прямого доступа к президенту России», – говорит он.
Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет
По мнению Засыпко, в России много министерств и госкорпораций, которые в той или иной сфере курируют вопросы судостроения, однако между ними нет нет межведомственного согласования госпрограмм этих госкорпораций и ведомств.
Пример такой несогласованности приводит владелец петербургского военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) Михаил Даниленко. Он вспоминает программу «квоты под киль» для строительства рыболовных, краболовных и рефрижераторных судов.
«Работа 719-го постановления правительства, к сожалению, слабо помогает реальным производителям. Более того ряд крупных заказчиков спокойно обходит его решениями своих внутренних регламентов. И по итогу более половины госзакупок в судостроении так и идут с Китая»,- сетует он.
Проектные бюро до сих пор используют импорт, поскольку условия компаний-представителей зарубежных поставщиков значительно приятнее, чем у отечественных производителей, обложенных антиинфляционными банковскими процентами, а также растущими зарплатами на фоне значительного снижения эффективности работы рядового персонала, крепко избалованного «удаленкой» и соцгарантиями, говорит Даниленко.
Проблемы отрасли судостроения
«Полагаю что Владимир Путин действительно ощущает, что действия по развитию СМП крайне медленные и неэффективные. Руководители на местах занимаются продвижением исключительно своих товарищей, которые ранее покинули соседние кабинеты в схожих структурах. Сколько новых лиц мы увидели, особенно на вторых ролях,- почти никого. Идет перемешивание людей, ранее уже показавших себя неэффективными вялыми бюрократами на местах. И снова мы их видим на руководящих должностях», - считает Даниленко.
Он жалуется на узость мышления министерских чиновников.
«Мы (КМЗ -ред.) специализируемся на дизелестроении, на сложном машиностроении, на реинжиниринге, на быстрых решениях в сфере освоения зарубежных технологий. Мы знаем как и каким способом это сделать. Но при этом мы не в состоянии донести это до министерств, поскольку там засели ранее уволенные с другого министерства чиновники, и их задача сегодня не допустить новых рискованных шагов, чтобы сохранить свой подросший оклад как можно дольше», – говорит владелец КМЗ.
Вторую проблему отрасли он видит в попытке решать стратегические задачи исключительно с коммерческим подходом. Владелец КМЗ призывает брать пример с Китая и выстраивать долгосрочную экономическую стратегию.
«Мы сравниваем управленческий подход с СССР, но считаем, например, рентабельность в стратегических задачах по дизелестроению для СМП. Это, наверное, сравнимо с экономической целесообразностью закрытия разведбаз на Кубе», – иронизирует он.
О других вопиющих проблемах предприятий ВПК, которые работают с гособоронзаказом, говорит Засыпко.
«Что касается Министерства обороны, то подход к ценообразованию там очень специфичный и нужно менять массу ключевых документов. Ведь если раньше работа с гособоронзаказом была почетна, можно было этим хвастаться, то сейчас оборонные предприятия стараются диверсифицировать свой портфель заказов, чтобы не зависеть только от ГОЗа, ведь там сложные изделия и сложные работы, а по нормативам Минобороны специалистам, которые их выполняют, невозможно даже платить зарплату. По тем же нормативам Минобороны разрешенная прибыль для предприятий не покрывает даже текущих затрат на выполнение ГОЗа, это реально 1-2%, с учетом инфляции это даже не ноль, это минус», – жалуется он.
Кстати, о прибыльности предприятий ВПК в 2% Путину в конце июля говорил и глава «Ростеха» Сергей Чемезов.
Что делать?
«От новой Морской коллегии хотелось бы пересмотра практики ценообразования и расчетов Минобороны с подрядчиками, потому что сейчас министерство рассчитывается с подрядчиками через год-полтора-два после завершения поставки продукции, а тысяча рублей сегодня и через два года – это разные деньги. От этого страдают многие предприятия, некоторые даже закрываются», - говорит Засыпко.
Даниленко мыслит шире и предлагает фактически набросок реформ. По его мнению, сейчас России необходимы: новые управленцы; быстрые стратегические решения; приоритет на технологическое развитие в машиностроении взамен строительных бюджетов на никому ненужные строительные объекты в мегаполисах; ставка на успешных бизнесменов, кто сам создал, построил и достиг, вопреки всему.