02 октября 2025 09:34
читать 4 минуты

«Норникель» отбился от претензий Росимущества на сотни миллионов за пользование ледоколом «Авраамий Завенягин»

Изначально ведомство требовало от компании более 600 млн рублей, затем снизило цену иска до 241 млн, но не получит ничего.


Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва проиграло дело против ПАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» о взыскании неосновательного обогащения за пользование находящимися в госсобственности дизель-электроходом, ледоколом «Авраамий Завенягин» и причалом в Лесосибирске. Решение Арбитражного суда Красноярского края опубликовано 1 октября.

Росимущество пыталось взыскать с металлургического гиганта плату за фактическое пользование судном и портовой инфраструктурой в 2021-2024 годах на 241 млн рублей. Досудебные претензии ведомства «Норникель» не исполнил, дело дошло до арбитража, где компания доказала свою добросовестность.

Выяснилось, что металлурги ранее заплатили за использование ледокола и порта более 70 млн рублей – эту сумму определили независимые оценщики на основании стоимости госимущества и в пределах срока исковой давности. Средства были перечислены на счета МТУ Росимущества, задолженность на момент разбирательства отсутствует.

Кроме того, за указанное время эксплуатант потратил на текущее содержание судна более 39 млн, своевременно уплачивал обязательные налоговые платежи за ледокол и порт. Все представленные «Норникелем» доказательства по делу суд признал допустимыми и достоверными, а Росимуществу отказал в удовлетворении исковых требований.

Норильский горно-металлургический комбинат стал владельцем ледокола «Авраамий Завенягин» в 1994 году в ходе приватизации госимущества, которым распоряжался Государственный концерн «Норильский никель». Однако по закону суда ледокольного флота России приватизировать нельзя, поэтому «Норникель» владел дизель-электроходом формально.

В декабре 2023 года Арбитражный суд Красноярского края признал отсутствующим у компании права собственности на ледокол, судно было передано Росимуществу, а затем Росморпорту. Осенью 2024 года эксперты сделали вывод о необходимости проведения на ледоколе ремонтно-восстановительных работ. «Авраамия Завенягина» доставили из морского порта Дудинка в Архангельск на буксире, поскольку своим ходом к месту ремонта он дойти не мог. Работы на судне начались в августе 2025. По данным открытых источников, его ремонт может обойтись Росморпорту в сумму порядка 30 млн рублей.

СПРАВКА MASHNEWS

Ледокол «Авраамий Завенягин» проекта 1191 построен в 1984 году, назван в честь основателя и первого руководителя Норильского горно-металлургического комбината. Судно оснащено тремя двигателями мощностью 1605 кВт каждый, способно преодолевать лед толщиной до 1 метра и используется в арктических водах. Длина ледокола 76,52 м, доковый вес 2200 тонн. Отличительная особенность — складывающиеся мачты, которые позволяют судну безопасно проходить под мостами на судоходных реках.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!