Нидерландский судостроительный концерн подал встречный иск к Росморпорту по делу о 600 миллионах
Судостроительный концерн Damen Shipyards Gorinchem B.V. подал встречный иск к Росморпорту в рамках дела о взыскании с нидерландской компании 600 млн рублей.
В иске заявляется, что Росморпорт не имеет права требовать ни поставки заказанных у Damen Shipyards буксиров, ни возврата авансовых платежей, поскольку подписал дополнительные положения к договору.
Росморпорт в августе 2020 года заключил контракт с Damen Shipyards на строительство буксиров ледового класса ARC4. Damen Shipyards должен был поставить их в июле 2022 года. Росморпорт перечислил компании 12 млн евро, то есть чуть больше 1 млрд рублей по тогдашнему курсу. Однако в 2022 году из-за европейских санкций нидерландский концерн отказался от исполнения контракта.
ФГУП «Росморпорт» 3 мая подал в арбитражный суд города Москвы иск к компании Damen Shipyards Gorinchem B.V. (штаб-квартира в Горинхеме, Нидерланды) на 598,6 млн рублей. Это уже третий иск Росморпорта к Damen, первые два были на 323 млн рублей и 93 млн рублей.
Встречный иск Damen Shipyards направил в суд в начале сентября, однако его содержание нидерландская компания была готова изложить после того, как его примет российский арбитраж, это произошло 9 октября.
Как рассказала Mashnews партнер адвокатского бюро Nordic Star Анна Заброцкая, представляющая интересы нидерландской компании в Арбитражном суде Москвы, встречный иск основан на дополнительных положениях к договору между Росморпортом и Damen, согласно которым Росморпорт обязуется не требовать от голландской компании исполнения обязательств, которые бы противоречили действующему законодательству. Это требование было включено в договор на фоне действующих с 2014 года санкций против РФ.
«Тот факт, что Росморпорт обратился к Damen с требованием о взыскании убытков, уже является нарушением этих обязательств, так как нидерландский концерн в условиях санкций не мог ни поставить буксиры, ни возвратить авансовые платежи, так как это прямо запрещено введенными ЕС санкциями, и Damen не может их не соблюдать, для компании они имеют прямое действие и влекут за собой ответственность. Damen потому и заключил контракт с Росморпортом, что эти обязательства были его неотъемлемой частью», – сказала она.
Таким образом, пояснила юрист, предъявляя требования к Damen, Росмпорпорт нарушил условия договора, что и стало основанием для подачи встречного иска, его рассмотрение намечено на 4 декабря. Партнер Nordic Star отметила, что поданный встречный иск уникален для российской юридической практики, так как опирается на заверения российского контрагента не предъявлять требования об исполнении того, что прямо запрещено международными санкциями.
Юрист Versus.legal Лидия Долидзе полагает, что перспективы рассмотрения этого дела неоднозначны, поскольку как российские, так и иностранные государственные суды в условиях текущей геополитической обстановки могут отдавать предпочтение зарегистрированным в их странах компаниям.
Вопросы, связанные с санкциями, нередко разрешаются с точки зрения национальных интересов и правового поля места рассмотрения спора, что усложняет объективное рассмотрение дел с участием иностранных ответчиков. Толкование природы санкций в практике российских судов варьируется и зависит от различных факторов: момента введения санкций; санкционных оговорок; наличия заключения Торгово-промышленной палаты РФ о форс-мажоре; предпринятых стороной попыток исполнить контракт альтернативным образом (параллельный импорт, активы в иных юрисдикциях, поставка товаров-аналогов и т.д.), рассказала она.
«В этом контексте аргументация Damen Shipyards Gorinchem B.V. о том, что они не могут исполнять контракт из-за односторонних мер ограничительного характера, уже была признана российским судом несостоятельной. При этом если контракт действительно содержал санкционную оговорку, которая ранее не была принята во внимание судами, то такой довод может стать аргументом в защиту голландской компании», - говорит юрист.
Однако для точной оценки перспектив встречного иска требуется проанализировать оригинальный текст указанного положения, а именно вопрос о том, какой правовой эффект и влияние санкционных ограничений на обязательства по контракту был оговорен сторонами, добавила эксперт.