23 сентября 2025 14:48
читать 12 минут

«Нева» стартовала: главная выставка морской отрасли России проходит в Петербурге

В петербургском «Экспофоруме» открылась XVIII Международная выставка «Нева». Ледоколы, пассажирские суда, траулеры, а также новейшая автоматика и не имеющий аналогов софт, - все это представляют более чем 700 компаний из 25 стран мира.

В ответ на санкции

Выставка «Нева» проводится раз в два года. В 2023-м отечественные судостроители впервые на площадке продекларировали курс на технологический суверенитет. «Нева-2025» этот вектор продолжила.

«За первое полугодие заказчикам передано 47 судов», - заметил на церемонии открытия замглавы Минпромторга Альберт Каримов и обратил внимание, что уже сейчас более 30 российских производителей новых узлов, агрегатов и судовых систем выходят на стадию серийного производства.

«В Санкт-Петербурге спущено на воду три катамарана, заложены два морозильных траулера. Всего строится 59 судов», - заявил председатель комитета по развитию промышленности Смольного Андрей Ситов и непрозрачно намекнул – власти города видят колоссальные перспективы в анонсированной несколько месяцев назад модернизации Северной верфи (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК). Ожидается, что производственные мощности верфи возрастут в 16 раз.

Санкционное давление остается одним из серьезных вызовов для отрасли. Но многие негативные тенденции уже преодолены. И выставочная экспозиция призвана это доказать. Среди участников – ведущие судостроительные предприятия, производители морской автоматики, конструкторские бюро. Всего свою продукцию представила 671 компания, причем, не только из России. «Нева» продолжает быть международной, несмотря на все внешнеполитические вызовы. На выставке присутствовали делегаты из 25 стран, а Китай, Турция и Иран открыли на «Неве» национальные павильоны.

Тема развития морской отрасли России в условиях нового миропрорядка, стала определяющей для всей выставки. Именно ей посвящено пленарное заседание, об этом говорят в кулуарах и на секциях. Судостроение слишком глобально и кооперация, в том числе и международная, в отрасли существовала всегда.

Разбивая льды

Центральный стенд выставки традиционно у Объединенной судостроительной корпорации. В 2024 году на ее долю пришлось 33,2% от всех судов по стоимости и 12,1% - по тоннажу.

Генеральный директор ОСК Андрей Пучков подчеркнул: выставка «Нева» - площадка для открытого и дружественного диалога участниками отрасли и пригласил компании к сотрудничеству. К слову, в этом году в контур корпорации вошли Кингисеппский машиностроительный завод и Корпорация морского приборостроения.

На своих стендах, а их у корпорации два, особое внимание ОСК уделила моделям судов, как тем, что уже выпускаются серийно, так и перспективным. Всего представлено 22 модели, среди них макет атомохода проекта 22220. Четыре ледокола этого проекта - «Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия» - уже водят караваны судов по Северному морскому пути, Балтийский завод строит еще два судна – «Чукотка» и «Ленинград».

На данный момент эти атомоходы – крупнейшие в мире. Но на судостроительном комплексе «Звезда» в Приморском крае ведется строительство атомного ледокола «Лидер». Если у судов проекта 22220 длина корпуса 173 метра, то у «Лидера» будет 209. Спустить атомоход на воду планируется в 2028 году. Ну а на «Неве-2025» «ВНИИР-Прогресс представил электрооборудование для ледокола-гиганта.

Будущему ледокольного флота России на «Неве-2025» будет посвящено отдельное заседание. Главный посыл – Северный морской путь окончательно должен получить круглогодичную доступность, что выгодно, как с логистической, так и с геополитической точки зрения. Это значит, что России нужны не только ледоколы типа «Арктики» или «Лидера», но и катера ледового класса, предназначенные для движения по северным рекам. Буксиры линейки NEO на выставке показала компания «Нордик-инжиниринг».

Курс на унификацию

Одна из целей ОСК – унифицировать строительство однотипных судов, как в части планировки, так и по составу судового оборудования. Ключевой шаг в этом направлении – применение универсальных платформ. Для судов типа «река-море» такая платформа уже разработана, она представлена на стенде ОСК. Ее базой стал танкер-химовоз проекта 19900М.

Представил платформу на стенде заместитель генерального директора ОСК по инжинирингу Борис Богомолов.

«Резка металла нового судна начнется 1 апреля 2026 года. Завод, на котором будет строиться платформа – «Красное Сормово», - рассказал Борис Богомолов.

В ОСК рассчитывают, что применение платформ позволит строить суда с едиными движетелями, дизель-генераторами, котельными установками, подруливающими устройствами, насосами. Конечно, уникальные компоненты в судах все же останутся, но их число за счет унификации снизится на 20%.

Пока платформенное решение предусмотрено для шести типов судов, среди них универсальный сухогруз, аналог проекта RSD59, контейнеровоз (за основу взят проект 00108) и танкер 19900М. Выбор не случаен.

Так, сухогрузы RSD59 с 2017 года серийно выпускаются «Красным Сормово», Невским судостроительным и судоремонтным заводом, а также Окской судоверфью. Успешно эксплуатируются более 50 судов проекта.

Проект 19900М – перспективный. Ожидается, что строительство первых танкеров начнется уже осенью 2025 года, всего в серии предусмотрено 18 судов.

В ОСК подчеркивают – унификация призвана не только упростить строительство судов, но и их обслуживание за счет удешевления пакета материально-технического обеспечения.

Также Борис Богомолов намекнул, что платформенный опыт может быть расширен и на морские суда.


Пульт управления судном для буксира ледового класса NE034 в натуральную величину (производство АО НПФ Меридиан, входит в ОСК). Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews

Пассажиров просят на борт

Обновление пассажирских судов – традиционно одна из главных темы «Невы». Если два года назад эксперты только обсуждали запуск водных маршрутов от Петербурга до Кронштадта, то сейчас они уже есть. Поездки осуществляются на катамаранах проекта 04580 «Котлин». Модель катамарана также представлена на стенде.

Проект 04580 продолжает развиваться. Судоходная компания «Нева Тревел», организовывающая поездки до «Острова Фортов», показала модернизированную версию катамарана – модель 04580М «Котлин». Для пассажиров главное отличие в интерьерах, но эксплуатант отмечает – в судах нового проекта улучшены мореходные характеристики. Суда 04580 выпускает Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК). С большой вероятностью именно здесь же будут создаваться и катамараны новой версии.

А судостроительная корпорация «Ак Барс» ради «Невы» приостановила испытания первого в России прогулочно-экскурсионного судна с энергетической установкой на водородных топливных элементах. После выставки судно планируется вернуть на Зеленодольский завод имени А.М. Горького для завершения испытаний, сообщили на стенде «Ак Барса». Разработчики полагают, что судно может эксплуатироваться в акваториях, где особое внимание уделяется экологии, например, на озере Байкал.


Морской робототехнический комплекс «Оркан» (производство ЗАО «Си Проект») на выставке «Нева 2025». Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews

Эра беспилотья

Один из ключевых акцентов «Невы-2025» - безэкипажные системы.

На стенде ОСК представлен проект необитаемой подводной станции «Октавис» разработки ЦКБ «Рубин». Она предназначена для зарядки, обслуживания и поддержки морских дронов, а также сможет проводить экологический мониторинг. Благодаря применению подводной станции, стоимость морских миссий может существенно снизиться, так как пропадет необходимость направлять на дежурства судна обеспечения. «Октавис» представлена в тандеме с беспилотными аппаратами «Аргус-И» (предназначен для освоения морских месторождений и охраны инфраструктуры) и «Аргус-Д» (разработан для установки донных приборов сейсморазведки и экологического мониторинга).

Компания «Навис» показала безэкипажный катер проекта «Сардина», его особенность – плавниковый бульб-киль, за счет него судно стабилизируется. Разработчики утверждают, что катер может удерживаться на заданной траектории с высокой точностью, это открывает большой простор для гидрографических исследований.

Безэкипажный катер «Бриз» от «Си Проекта» уже эксплуатируется. Летом 2025 года его опробовали для доставки грузов из Архангельска на Соловецкие острова.

Генеральный директор компании Дмитрий Богданов рассказал, что «Бриз» создавался как опытное судно, но отвечает всем требованиям по классификации по линии Российского морского регистра, вступившим в силу с 1 сентября. В компании не скрывают, что темой беспилотья интересуются плотно и предприятие входит в состав отраслевых комитетов, разрабатывающих новые требования к таким судам.

Автономное судоходство также станет темой для обсуждения в рамках деловой программы. Еще судостроители, эксплуатанты и представители органов власти будут дискутировать о будущем дноуглубительного флота, путях развития программы «квоты под киль» для рыбопромысловиков, применении композитных материалов, доковом строительстве.

Выставка «Нева-2025» продлится до 26 сентября. По оценкам организаторов, общее число участников превысит 35 тысяч человек.

Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!