Необходимо срочное обновление: 65% пассажирского речного флота России превышает нормативные сроки эксплуатации
Средний возраст пассажирских речных судов в 2023 году составил почти 40 лет, круизных судов – за 50 лет. В пассажирском морском флоте более 40% судов – в коридоре от 28 до 40 лет. Государственная транспортная лизинговая компания опубликовала отчет о состоянии пассажирского водного транспорта РФ. Зафиксирован значительный износ флота и необходимость его быстрого и кардинального обновления. Mashnews разбирался – выполнима ли задача.
Падение пассажироперевозок
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) опубликовала отчет о развитии пассажирского водного транспорта РФ с прогнозами развития отрасли на несколько лет вперед.
В отчете, в частности, говорится, что перевозки пассажиров морским транспортом с 2016 по 2023 год стремительно падают - с 13 млн до 2,7 млн человек, то есть почти в пять раз.
«Морские суда… не выдержали конкуренцию с более развитыми альтернативными видами транспорта, увеличению числа пассажиров также препятствовали высокая стоимость билетов и устаревший флот. В 2022 году на фоне закрытия пассажирских перевозок в страны ЕС, отказа зарубежных круизных компаний от посещения российских портов в Черном и Балтийском морях, закрытия для гражданского судоходства некоторых районов Азовского и Черного моря пассажиропоток упал на 24%, отрицательная динамика сохранилась и в 2023 году», – объясняется в документе.
С пассажироперевозками внутренним водным транспортом в России дела обстоят чуть лучше. В целом с 2016 по 2023 год они упали с 13,5 млн до 10,6 млн человек, то есть на 22%, но пик падения был в 2020 году на фоне пандемии коронавируса, тогда за год перевезли 7,7 млн человек, с этого момента показатели только растут.
«С учетом текущей динамики, бурного развития внутреннего туризма, улучшения инфраструктуры на основных маршрутах, а также хороших темпов обновления пассажирского флота рост пассажирских речных перевозок в РФ в 2024 году ускорится до 17% и составит 12,4 млн человек», – прогнозируют в госкомпании.
С этим прогнозом согласен первый зампред Комитета Госдумы РФ по промышленности и торговле Александр Козловский. Он рассказал Mashnews, что обвального падения перевозок пассажиров внутренним водным транспортом ожидать не стоит. В качестве примера он привел родную ему Псковскую область.
«Сейчас использование водного транспорта в туризме в России имеет большие перспективы для развития. Даже если взять за пример мой родной регион – Псковскую область. У нас не так много судоходных рек, но тем не менее река Великая в городе Пскове и Псково-Чудской водоем позволяют развивать внутренний водный туризм», – рассказал депутат.
По его словам, хотя в регионе и нет значимых рек (как Волга или Дон), но правительство области закупает пассажирские и туристические суда, развивает инфраструктуру, организует туристические маршруты. Козловский видит в этом перспективы для развития водного туризма.
«Правительство страны и уже сами регионы видят перспективы данного направления и начинают его развивать. Если будет появляться современная инфраструктура – портовая, причальная, закупаться и строиться новые современные суда, то внутренний водный туризм имеет очень большие перспективы для развития. Поэтому о снижении перевозок не должно идти речи. Это просто невозможно», – уверен он.
- Диаграммы из отчета ГТЛК
Пассажирский флот в кризисе среднего возраста
На конец 2023 года в России эксплуатировалось около 1,6 тыс. крупных и средних речных пассажирских судов и 126 морских судов.
Средний возраст пассажирских речных судов в 2023 году составил почти 40 лет, а круизных судов – за 50 лет. В целом более 65% пассажирского речного флота России превышает нормативные сроки эксплуатации.
Средний возраст пассажирского морского флота России к концу 2023 года достиг 27 лет, более 40% из них – в коридоре от 28 до 40 лет.
Всего на внутреннем водном транспорте в России используются 1,4 тыс. линейных теплоходов, 118 паромов и 111 круизных судов. Среди находящихся в эксплуатации речных судов самыми распространенными остаются теплоходы типа «Москва» – 206 судов, «Москвич» (серии М, С, Т, ПТ) – 109 судов, теплоходы типа «ОМ» – 94, «МО» – 67 судов. Возраст эксплуатации всех этих типов судов превышает 40 лет.
Флот морского транспорта состоит из 97 линейных теплоходов и 29 паромов. На конец 2023 года в российском морском флоте нет крупных круизных лайнеров.
Российский пассажирский флот, в особенности речной, действительно устарел - более 65% судов превышает нормативные сроки эксплуатации, сказал Mashnews гендиректор судостроительной компании «Эмпериум» (входит в Sitronics Group) Андрей Бубнов. Но в связи с изменением геополитической ситуации и ростом внимания со стороны государства к развитию внутренних водных путей, пассажирских и экскурсионных маршрутов, наметился и активный рост заказов на гражданские пассажирские суда для обновления флота.
«Развитию гражданского судостроения способствуют рыночный спрос и государственные меры поддержки, в том числе программа льготного лизинга. Потребность в новых пассажирских судах в ближайшие 7 лет может составить не менее 45 единиц в год», – рассказал он.
- Диаграммы из отчета ГТЛК
Перспективы обновления флота
«В ближайшие 7 лет могут быть списаны более 400 судов, возраст которых к 2030 году превысит 62 года. С учетом ожидаемого роста пассажирских перевозок внутренним водным транспортом потребность в новом пассажирском флоте в 2024–2030 гг. составит по базовому сценарию 426 судов с пассажировместимостью от 120 человек», – сообщается в материалах ГТЛК.
По оптимистическому сценарию объем списанных в 2024–2030 гг. судов составит 819 единиц, а закупки новых пассажирских судов превысят 800 единиц.
Одними из наиболее востребованных плавсредств в России могут стать суда на подводных крыльях, на которые также есть спрос со стороны иностранных судовладельцев.
В Стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года говорится о необходимости обеспечить создание современной продукции судостроения за счет достижения к 2035 году 80% загрузки основных производственных фондов отрасли и повышения в 2,2 раза объема производства. В соответствии со Стратегией к 2035 году планируется построить порядка 960 судов, напомнил Mashnews первый зампред Комитета Госдумы РФ по промышленности и торговле Александр Козловский.
«Таким образом, отрасль готова к тем объемам заказов, которые обозначены в оценке ГТЛК. Надо понимать, что гарантированный объем заказов такого количества судов обеспечит развитие отрасли в целом и отдельных предприятий», – считает он.
Оптимизм депутата Госдумы разделяет и Бубнов. В частности, его компания (производит электросуда и причальные комплексы для регулярных речных маршрутов в Москве) готова увеличить производственные мощности до 50-60 судов в год в течение нескольких лет.
«Мы строим современную электрическую версию для замены самых распространенных судов - теплоходов типа «Москва», возраст эксплуатации которых превышает 40 лет. Также в планах нашей компании принять участие в обновлении паромного флота страны для грузопассажирских перевозок», – добавил он.
Проблемы отрасли
Санкции негативно отразились на отрасли, так как многие комплектующие для судостроения были импортными, также небольшая загрузка судостроительных и судоремонтных мощностей гражданской продукцией и невысокая серийность строительства судов ограничивает возможности для окупаемости инвестиций.
Выход на серийность позволяет сократить срок строительства судна в 2,5–3 раза, стоимость строительства – на 10–20%, а также гарантирует спрос на российские материалы и судовое комплектующее оборудование, отмечается в материалах ГТЛК.
С этим согласен Козловский, который считает, что основными проблемами в отрасли являются трудности с поставками иностранного оборудования и комплектующих для гражданских судов.
«На сегодняшний день основную нагрузку по устранению импортозависимости несет Объединенная судостроительная корпорация», – добавил он. В ОСК не стали комментировать документ ГТЛК.
Механизмы господдержки
ГТЛК разработала программу льготного лизинга водного транспорта объемом 200 млрд рублей, которая предусматривает строительство более 320 пассажирских судов разного класса до 2035 года.
С 2023 года ГТЛК предоставляет в лизинг гражданские водные суда по средневзвешенной ставке в 2,93% на 25 лет, программа рассчитана на 260 судов, в том числе 73 пассажирских.
«Мы считаем, что дополнительной поддержкой пассажирского судостроения в рамках программы льготного лизинга могло бы стать закрепление квот за пассажирским и грузопассажирским водным транспортом с целью избежать перетока средств между пассажирским и торговым флотом. А стимулированию развития водных пассажирских перевозок в регионах страны могла бы помочь отдельная программа для субъектов Российской Федерации по обновлению пассажирского и грузопассажирского флота с выделением финансирования из Фонда национального благосостояния», – говорит Андрей Бубнов.