21 октября 2025 16:59
читать 7 минут

Нефтяников обяжут отдавать 40% сырья на переработку: спасет ли это рынок топлива

На ближайшем заседании у вице-премьера Александра Новака обсудят новые меры поддержки рынка нефтепродуктов.

Власти предлагают очередной ряд мер для улучшения ситуации на топливном рынке. Одна из инициатив – обязать нефтяные компании направлять на переработку не менее 40% добываемой нефти для производства и поставки на внутренний рынок моторных топлив. Этот вопрос включен в повестку заседания штаба под руководством заместителя председателя правительства РФ Александра Новака, которое назначено на 22 октября (документ есть в распоряжении Mashnews).

Эксперты считают такую директиву избыточной – половина добываемого в России сырья и так идет на переработку. Что по-настоящему вызывает беспокойство – это задержки ввода новых установок НПЗ, особенно с учетом высокой нагрузки на существующие мощности и прогнозируемого роста спроса на топливо в ближайшие годы.

Перестраховка для властей

Ситуация на топливном рынке России из-за внеплановых ремонтов нефтезаводов остается напряженной. Цены на бензин продолжают расти (21 октября стоимость Аи-92 на Петербургской бирже обновила рекорд, достигнув 74 336 рублей за тонну), а в ряде регионов его не хватает на заправках.

Государство готовит новые предложения для поддержки топливного рынка. В том числе, власти хотят обязать нефтяные компании направлять на переработку 40% добываемой нефти, из которых будут производиться моторное топливо для внутреннего рынка. Однако особого смысла в этом нет, ведь половина российской нефти и так перерабатывается внутри страны.

«Вопрос директивного определения объемов нефти, направляемой на нефтепереработку внутри страны, требует дополнительного обсуждения. Лично я такой необходимости не вижу. Традиционно не 40%, а половина добываемой нефти перерабатывается отечественными НПЗ», - прокомментировал Mashnews заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич. Он напомнил, что эта тенденция наблюдалась и в прошлом году, когда из 516 млн тонн добытого сырья на переработку ушло 266,5 млн тонн, то есть почти 52%.

Экспорт нефтепродуктов, которые выпускают в стране, государство тоже регулирует – так, автомобильный бензин сегодня вывозить за рубеж запрещено.

«Поэтому закрепить лимит в 40% для поставки на НПЗ – это, скорее, переформатировать рынок между компаниями, а так-то мы этот объем все равно поставляли на переработку», - пояснил Mashnews ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Для государства фиксация объема переработки нефтяниками на уровне 40% - перестраховочная мера, которую могут ввести бессрочно, считает заместитель председателя Наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.

Если же на рынке появятся излишки нефтепродуктов, их не составит труда оперативно перенаправить на экспорт, добавил собеседник Mashnews.

С ним согласен Юрий Станкевич. «Вопрос чрезмерного профицита топлива на внутреннем рынке при возникновении такового может быть решен в течение нескольких дней актом правительства через отмену запрета на экспорт. Никакой проблемы здесь не вижу», - пояснил зампредседателя Комитета Госдумы по энергетике.

Новые мощности задерживаются

Однако пока о переизбытке топлива говорить не приходится. Как напомнил Игорь Юшков, в августе выпуск нефтепродуктов на российских НПЗ снизился по сравнению с предыдущем месяцем и год к году.

«Думаю, что в сентябре сокращение продолжится. Атаки беспилотников на нефтезаводы пока не вызвали тотальный дефицит топлива по всей стране, но проблемы сохраняются», - отметил эксперт.

По мнению Юрия Станкевича, главный вызов для нефтепереработки – отставание в строительстве новых установок.

«По прогнозам, спрос на бензин и дизельное топливо вырастет почти на 20% в течение ближайших двадцати лет. В ближайшие годы был запланирован ввод 47 установок переработки нефти с объемом инвестиций свыше 700 млрд рублей. При этом своевременный ввод в эксплуатацию 20 установок из 47 остается под вопросом по причине и санкционных ограничений, и высоких процентных ставок, препятствующих привлечению заемного финансирования», - подчеркнул собеседник Mashnews.

Заводам нужен план

Тревогу вызывает и то, что на фоне вывода из строя после ударов БПЛА ряда установок, действующие мощности работают «на износ». Плановые ремонты НПЗ переносят на более поздние сроки.

«В обычный период в среднем около 10% от установленной мощности заводов находится на плановых ремонтах. Безусловно, текущая работа с повышенной нагрузкой увеличивает риск аварий – и в правительстве, и в компаниях это понимают», - отметил Юрий Станкевич. По его словам, важно максимально оперативно завершить внеплановые ремонты и повысить уровень активной и пассивной защиты НПЗ с помощью технических средств.

Как считает эксперт, в ближайшие месяцы работа отраслевых ведомств будет сконцентрирована на пяти основных вопросах: увеличение установленной мощности нефтепереработки, накапливание резервов топлива на случай чрезвычайных ситуаций, повышение гибкости логистических цепочек, в том числе создание резервных схем поставок топлива, повышение уровня антитеррористической защищенности объектов ТЭК, а также снижение волатильности цен на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке.

По мнению Дмитрия Гусева, снижение стоимости топлива не должно являться самоцелью – важнее работать над повышением энергоэффективности.

«С чего все дружно кричат о том, что топливо должно дешеветь? Лучше бы нам более бережливо относиться к потреблению топлива, находить более эффективные технологии его использования – в автомобилях, котельных и так далее, а не сдерживать его стоимость, тем самым снижая эффективность производства» - заключил заместитель председателя Наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер».
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!