06 февраля 2023 18:04
читать 16 минут

"Надо вернуть тех, кто не вредил стране словом и делом" — зампред комитета по промышленности и торговле Госдумы

Как относиться к уезжающим из России? Надо ли опасаться китайской экспансии? Для кого процедуры госзакупок надо упрощать? На вопросы MASHNEWS отвечает первый заместитель председателя комитета по промышленности и торговле Государственной Думы РФ Александр Козловский.

Как удержать уезжающих

— Квалифицированные специалисты уезжают или уже уехали из России. Вы переживаете? Надо было их удержать или задержать?

— Мы сейчас видим результат недостаточной работы в плане патриотического воспитания. К сожалению, в 1990-е годы мы особенно ярко начали отказываться от всего отечественного и стали резко переходить на всё западное, европейское, американское. Сегодня же пожинаем плоды этой мировой интеграции, когда в умах молодых людей нет понимания истории, нет уважения к собственной культуре, к собственному народу, нет уважения к своей стране, к своему прошлому. То есть молодёжь не знает собственной страны, не понимает собственной значимости в мире. Зачастую недооценивает себя, от этого и происходят такие массовые отъезды, наверное, не самых худших умов в сложное для страны время. Именно тогда, когда обществу необходима консолидация.

— То есть недооценили себя — и уехали?

— К сожалению, некоторые уезжают просто из-за отсутствия любви к собственной стране. Они и принимают решения, которые в большинстве своём сломают им жизнь и не принесут счастья.

— Надо их возвращать?

— Мы должны создать условия для того, чтобы эти люди могли вернуться. Но те, кто своими действиями, словом не вредил своей стране.

В целом, проблема оттока квалифицированных специалистов была всегда. И уже приняты меры по их удержанию.

— Это вы про айтишников?

— Не только. Хотя вопрос оттока IT-специалистов встал особенно остро. Были разработаны и приняты несколько пакетов мер поддержки: освобождение от уплаты налогов на три года, льготные кредиты, льготная ипотека, отсрочка от призыва в армию, освобождение от проверок контрольными и надзорными органами до конца 2024 года. Это беспрецедентно!

— А другие категории граждан чем удерживать?

— Ведётся работа по удержанию молодых учёных. Если говорить про оборонно-промышленный комплекс, который близок нашему Комитету в Госдуме, то в июне прошлого года Владимир Путин подписал указ по поддержке молодых учёных. Документ предусматривает дополнительные меры государственной поддержки работников ОПК, прежде всего молодых учёных, сотрудников предприятий, создающих новейшие военно-технические разработки.

— Конкретно это как выглядит?

— За каждое выдающееся достижение в создании прорывных технологий и современных образцов вооружения предусмотрены значительные стипендии. Доплаты составляют: 800 тысяч рублей для учёных, конструкторов, технологов и иных инженерно-технологических работников и 500 тысяч рублей для молодых (до 35 лет) учёных.

Примеров много по разным отраслям и сферам. Но нужно понимать, что проблему оттока в одночасье невозможно решить. Все принятые решения имеют отложенный эффект.

Частная инициатива в санкционный период


Depositphotos

— В наши почти военные времена государственного регулирования в экономике становится всё больше и больше. То есть о рынке и частной инициативе надо на время забыть?

— На Россию обрушилось беспрецедентное количество санкций. Мы с коллегами по Государственной Думе в сжатые сроки разработали и приняли широкую линейку мер поддержки экономики, бизнеса, людей. Должен отметить, что частная инициатива реагирует на меры поддержки наиболее ярко.

Я согласен с Владимиром Путиным, который на Петербургском международном экономическом форуме отметил, что одним из принципов долгосрочного развития страны является опора на предпринимательские свободы и что каждая частная инициатива, направленная на пользу России, должна получить максимальную поддержку и пространство для реализации.

И в период пандемии именно частный бизнес доказал, что способен конкурировать на глобальных рынках. Адаптация к быстро меняющимся внешним условиям тоже происходит за счёт частного бизнеса.

— Так вы — стопроцентный рыночник!

— С другой стороны, компании с госучастием. Они существуют как естественные монополии и являются гарантом стабильности экономики и соцобеспечения людей.

Поэтому нет однозначного ответа на вопрос о том, надо ли всё переводить в частную собственность. Какая-то часть предприятий должна принадлежать государству, чтобы не было резких колебаний. Благодаря такой смешанной модели, государство было и будет устойчиво к различным экономическим вызовам.

— В условиях санкций и целые отрасли, и отдельные предприятия просят поддержки у федерального правительства. В бюджете хватит на это денег?

— Наш комитет поддержал проект федерального бюджета на 2023–2025 годы в целом. Вместе с тем в заключении к проекту бюджета комитет рекомендовал ориентироваться на ускоренную «донастройку» процессов импортозамещения во всех сферах экономики. В первую очередь это касается стратегических отраслей промышленности, а также укрепления товарно-логистических цепочек как на внутреннем рынке, так и на внешнеэкономических направлениях взаимодействия с партнёрами по БРИКС.

— Как вы узнаёте, где нужна «донастройка»?

— Комитет по промышленности и торговле выполняет системный мониторинг по девяти государственным программам РФ. Как отмечает Владимир Гутенев, руководитель нашего комитета, по ряду государственных программ предусмотрено увеличение бюджетного финансирования (это «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», «Космическая деятельность России»), а также по закрытой части государственных программ РФ.

— Разве не разумнее было заложить в бюджете целевую статью расходов — «На импортозамещение»? Написать целевую программу. Тогда не было бы распыления средств.

— Написать про все отрасли одинаково нельзя. Каждая отрасль находится в своей стадии импортозамещения. На мой взгляд, нецелесообразно создавать отдельную программу импортозамещения. Правильнее, когда каждая отрасль имеет свои цели, задачи и бюджетное наполнение.

Например, программа продовольственной безопасности, которая касается сельского хозяйства, действует давно. Удалось добиться внушительных результатов. Это отличный пример того, как нужно заниматься развитием отдельных отраслей.

— А сколько всего денег выделено на импортозамещение?

— В федеральном бюджете на 2023 год на импортозамещение современных технологий в разных государственных программах предусмотрено более 1 трлн 700 млрд рублей.

— На что идут самые крупные суммы?

— Большие суммы выделяются на поддержку агропромышленного комплекса — порядка 446 млрд рублей. Из них на госпрограмму развития сельского хозяйства выделено 347,5 млрд рублей, на госпрограмму развития сельских территорий — 59,9 млрд рублей, а на госпрограмму вовлечения в оборот земель сельхозназначения и развитие мелиоративного комплекса — 38,4 млрд рублей.

Один из актуальных вопросов импортозамещения — развитие собственной семеноводческой базы. Есть также проблемы с племенным поголовьем птиц и животных, с некоторыми видами сельхозтехники, а также связанные с кормовой базой и ветеринарными препаратами. Высок и уровень импортозависимости от зарубежного генетического материала в животноводстве.

Надо отметить, что импортозамещение имеет широкую политическую поддержку в Совете Федерации, Государственной Думе, Правительстве и госкорпорациях. Эти усилия сейчас консолидированы и синхронизированы в рамках партийного проекта «Выбирай своё», который активно поддержан Андреем Турчаком, Сергеем Чемезовым и Минпромторгом.

Госзакупки — упрощать, но не везде

— В Общественной палате РФ призвали упростить процедуру госзакупок на время СВО. Это разумное предложение?

— Говоря об упрощении процедуры госзакупок, следует разделить понятия. Если речь идёт о покупках для выполнения задач СВО, то да — надо упрощать. Здесь нужны оперативность принятия решения при осуществлении закупок. При этом, разумеется, необходимо следить за тем, чтобы не было злоупотреблений.

Если же смотреть на этот вопрос с той точки зрения, что наша страна живёт не по условиям военного времени, то должны продолжать действовать инструменты, которые есть в 44-м и 223-м федеральных законах. Конкуренция должна существовать.

Практика упрощения процедуры госзакупок в нашей стране есть. В ноябре 2022 года правительство определило перечень федеральных ведомств, которые могут проводить госзакупки для нужд СВО по упрощённой процедуре у единственных поставщиков. В перечень вошли МВД, ФСБ, МЧС, ФСО, СВР, ФСИН, Росгвардия, Росрезерв и Главное управление специальных программ президента. Это решение призвано позволить быстрее закупать амуницию и другие товары, оперативно ремонтировать технику и выполнять задачи, связанные с обороной и безопасностью государства. И как мы видим, ситуация по части поставок стабилизирована.

— То есть не надо уже ничего улучшать?

— Темой госзаказов в Госдуме занимается и наш Комитет по промышленности и торговле. Уже внесены в Госдуму или направлены на отзыв в Правительство РФ несколько законодательных инициатив. Комитет предлагает наделить правом совершать закупки за счёт бюджетных субсидий в рамках № 44-ФЗ предприятия, выполняющие гособоронзаказ для СВО и осуществляющие капвложения и модернизацию производства. Предлагаем также предоставить исполнителю ГОЗ возможность использовать единый счёт для расчётов по всем контрактам по оборонному заказу.

Ещё одна инициатива касается повышения оплаты труда сотрудникам предприятий, выпускающих продукцию по ГОЗ, выше средней по региону минимум на 10%.

Автомобили бывают двух видов: отечественные и китайские


— К концу 2022 года на нашем авторынке осталось всего 14 брендов новых автомобилей. Три из них — отечественные, остальные — китайские. Не опасаетесь такой зависимости нашего авторынка от китайских партнёров?

— Безусловно, чем больше производителей на рынке, тем лучше, но, если компании уходят, их замещают другие. Это рыночная экономика и ситуация всё время меняется.

Важно следить, чтобы инвесторы, которые приходят в отечественное автостроение, занимались глубокой локализацией производства автомобилей. Чтобы у нас производились двигатели, а не просто осуществлялась отвёрточная сборка.

— Значит, засилье китайских машин вас не пугает?

— По данным на декабрь 2022 года, по объёму продаж в России лидируют отечественные бренды. С начала 2022 года в стране продали почти 192 000 российских автомобилей и чуть больше 86 000 китайских машин. Таким образом, сегодня рынок уже 31% состоит из модельного ряда Поднебесной, но этот рынок очень динамичен, и скоро ситуация будет иной.

— По-моему, китайцев ещё больше будет.

— На ситуацию с отечественным автопромом следует смотреть оптимистично. В конце декабря 2022 года правительство РФ утвердило стратегию развития автомобильной промышленности до 2035 года. Мы отходим от приоритетности сборочных производств. Теперь приоритет — создание фундамента автоиндустрии — производство материалов и компонентов.

Изменился и понятийный аппарат — «высоколокализованный автомобиль» значит локализованный на 80%. Мы надеемся, что отрасль справится и отдельные модели появятся уже к 2025 году.

— А какая доля отечественных машин на рынке оптимальна?

— В базовом сценарии развития отрасли, доля произведённых в России автомобилей от общих продаж в стране к 2035 году должна вырасти до 60%. Сегодня это 40%.

— Электромобилями все занялись. Вы в них верите?

— Развитие электротранспорта формулируется как доминирующий тренд отрасли. Пока нас сдерживали в том числе высокие цены на аккумуляторы. Сейчас у производителя есть амбиции снизить цену более чем в два раза, что решит проблему. По прогнозам Минпромторга, по электромобилям к 2035 году мы должны выйти на 25% доли рынка.

— А ваш личный прогноз?

— Я смотрю на ситуацию в целом с осторожным оптимизмом. Верю, что, если российского производителя системно и последовательно поддержать, всё получится.

 Андрей Герман для MASHNEWS

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: