Нацрежим в нефтесервисе может усилить отставание России в технологиях
Минпромторг хочет расширить действие национального режима закупок на сферу нефтесервисных услуг. Но ограничивать импорт нужно аккуратно – иначе можно остаться без технологий и без добычи, считают участники рынка.

Власти обсуждают идею распространить национальный режим, дающий преимущество товарам российского происхождения при закупках госучреждений и госкорпораций, на нефтесервисные услуги. Об этом 17 сентября сообщил глава Минпромторга России Антон Алиханов, выступая на пленарной сессии Промышленно-энергетического форума TNF 2025.
«У нас в этом году заработал так называемый национальный режим (постановление правительства № 1875), но он охватил только закупки товаров, а выполнение работ и услуг находится за периметром тех ограничений, которые были введены, тех преференций для российских продуктов, которые были введены. Мы с коллегами сегодня обсуждали, я встретил понимание этой идеи у коллег – нам кажется, что эти требования по российскости продукции стоит распространить на нефтесервис, на сервисные услуги», - отметил министр.
Как именно будет реализован этот механизм в случае, если его примут, пока неясно, однако участники нефтесервисного рынка предупреждают о рисках. Добыча углеводородов становится все сложнее и требует высоких технологий, которых в стране по-прежнему нет. Ограничение импорта может усилить технологическое отставание России от других стран и создать угрозу для ключевого сектора экономики.
СПРАВКА MASHNEWS
- Национальный режим — особый регламент закупок, тесно связанный с политикой импортозамещения. С 1 января 2025 года заказчики по 44-ФЗ («О контрактной системе») и 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») руководствуются едиными правилами закупки отечественной и иностранной продукции, согласно постановлению правительства РФ от 23 декабря 2024 г. № 1875. Оно ограничивает приобретение товаров или услуг у иностранных поставщиков при наличии предложения со стороны компаний из РФ и Евразийского экономического союза.
Иностранцев надо беречь
Национальный режим в нефтесервисе может работать по-разному – распространяться как в целом на весь рынок услуг или оборудования, так и на отдельные сегменты, рассуждает партнер Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин.
«В целом такая идея абсолютно неактуальна: отечественный сервис (если говорить про услуги) - один из самых независимых в мире от международных компаний. Так, если в среднем на глобальном рынке 80% работ выполняют транснациональные сервисные компании, то в России обратная ситуация - доля иностранных сервисов ниже 10%», - пояснил Mashnews эксперт.
Он отметил, что сегодня количество иностранных игроков в нефтесервисе - рекордно низкое с 1990-х годов. Это оставшаяся часть «большой четверки» -Baker Hughes, Halliburton, SLB (бывшая Schlumberger), Weatherford и азиатские компании. Если от новых правил нацрежима пострадают подрядчики из дружественных стран, прежде всего – Китая, могут возникнуть политические вопросы, а Россия потеряет доступ к импорту отдельного оборудования. Но гораздо хуже, если под ограничения попадут оставшиеся на рынке международные технологические лидеры, считает Дмитрий Касаткин.
«Несмотря на снизившуюся долю они приносят отрасли колоссальную добавочную стоимость: эти компании работают в наиболее сложных сегментах, а также задают стандарты качества услуг, являются кузницей кадров, драйвером конкуренции и развития локальной промышленности», - подчеркнул партнер Kasatkin Consulting.
По его мнению, властям следовало бы поддерживать иностранных игроков, а не ограничивать их присутствие на рынке, что негативно отразится на объемах добычи.
СПРАВКА MASHNEWS
- В 2021 году 20% российского рынка нефтесервиса приходилось на «большую четверку» компаний - Baker Hughes, Halliburton, SLB (бывшая Schlumberger) и Weatherford. В 2022 году с началом российской военной операции на Украине они заявили о приостановке деятельности в РФ. Halliburton и Baker Hughes формально ушли из России, продав бизнес местному менеджменту (сейчас это, соответственно, «Бурсервис» и «Технологии ОФС»). Российские подразделения двух других компаний – «Везерфорд» и «Технологическая компания Шлюмберже» - продолжают работу в стране с ограничениями.
В «Сибирской сервисной компании» (АО «ССК») считают, что нововведения не скажутся на российских игроках рынка, которые уже отказались от импорта в своей работе.
«Наша компания не пострадает, если появятся новые требования к отечественности – я нашел альтернативу по всей номенклатуре: чисто отечественные продукты, специалисты и т.д. Остались только буровые установки китайские. Но если и на такое оборудование будут какие-то запреты, будем покупать их в России, хотя они немного дороже, чем импортные», - прокомментировал Mashnews генеральный директор АО «ССК» Александр Котов.
При этом, по его словам, у подрядчиков, а значит и у заказчиков, могут возникнуть проблемы в сфере «хай-тек», то есть сложном бурении.
«Но в целом я за то, чтобы развивалась отечественная промышленность, и «большой четверкой» нефтесервиса называли не зарубежные, а российские компании. Наличие проблемы всегда заставляет искать выход, и мы его найдем», - заключил Александр Котов.
Курс государства на импортозамещение понятен, но, к сожалению, российские компании не готовы обеспечить нефтегазовую отрасль высокотехнологичным оборудованием и услугами, говорит генеральный директор АО «Ямалпромгеофизика» Любомир Самашко. Многие геофизические исследования невозможно провести полноценно из-за отсутствия собственных технологий.
«Компании, которые полностью или частично ушли из России, вывезли отсюда все высокотехнологичное оборудование. Даже те, кто остались, не могут его здесь использовать. Осталось только оборудование второго и третьего поколений, но и оно выходит из строя. И разведочное бурение уже не обеспечено исследованиями, которые должны быть проведены должным образом – мы пропускам какие-то пласты, и то, что мы могли бы добывать, мы упускаем», - пояснил Mashnews Любомир Самашко.
По его словам, отставание России в сегменте высоких технологий продолжает расти, и это может негативно сказаться на объемах добычи. Доля трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) увеличивается с каждым годом, а собственных технологических решений для их освоения не хватает. Привлечение иностранных компаний помогло бы улучшить ситуацию, считает глава АО «Ямалпромгеофизика».
Китайцы выручают, но их нужно сдерживать
Ограничивать доступ иностранцев на российский рынок нужно, но в меру, и прежде всего, речь о китайских подрядчиках, считает генеральный директор ООО «Томскбурнефтегаз» Сергей Малыгин. По его словам, компании из КНР могут позволит себе работать даже в убыток, благодаря мощной поддержке в своей стране.
«Китайцы захватывают рынок ценой, потому что их дотирует государство, и таким образом уничтожают конкурентов. А потом, когда выдавливают всех, они поднимают цены. Получается, что российский сервис остается не у дел, а вместе с ним уходит с рынка и наше оборудование, так как китайцы заходят со своим, более дешевым», - пояснил Mashnews Сергей Малыгин.
В то же время азиатские партнеры выручают в тех случаях, когда российских технологий еще нет, а европейские уже недоступны.
«Например, в части бурения, те же роторные управляемые системы – россияне их пока не производят, а китайцы уже делают. И мы сейчас либо используем старое оборудование – американское или немецкое – либо возим китайские аналоги. Поэтому интеграция нужна, но и чуть-чуть притормаживать иностранцев тоже нужно, чтобы наши компании могли развиваться», - резюмировал глава томской нефтесервисной компании.
Китай в последние годы серьезно подтянулся к мировым лидерам по высокотехнологичному оборудованию, однако их решения не всегда дают нужный результат, отметил Любомир Самашко. Кроме того, по его словам, китайцам не интересно частичное замещение отдельных услуг – они стремятся брать проекты «под ключ», открывая на территории России свои фирмы, со своими сотрудниками и оборудованием. А это влечет новые риски для отечественного рынка.
Коренная проблема импортозамещения в том, что многое отечественное оборудование пока не может конкурировать даже с китайским по качеству и цене, считает генеральный директор ООО «СИНТЭК» Сергей Давыдов. При этом для заказчика решающей становится именно стоимость изделия.
«К сожалению, деталь из Китая или Индии зачастую стоит дешевле, чем российская. А у госкорпораций такая позиция, что они, с одной стороны, приветствуют импортозамещение, с другой – для них главное, чтобы цена контракта была соблюдена. И мы уже не можем поставить деталь дороже, поскольку это по цепочке увеличит общую стоимость услуг», - пояснил собеседник Mashnews.
Импортозамещению не хватает контроля
Как отметил Любомир Самашко, стремление к технологическому суверенитету – это правильный путь, но бизнес в одиночку его не осилит: необходимы как поддержка, так и серьезный контроль выполнения программ импортозамещения, по примеру того же Китая.
«Проблемы с каждым днем усугубляются по бурению, по металлообработке - производства и институты не успевают двигаться вперед. Импортозамещение отдано на откуп бизнесу, но это все-таки коммерческие структуры, для которых во главе угла – прибыль. В Китае очень жесткий контроль со стороны государства – и за процессом разработок, и за расходом финансов. Там нужно сделать и показать результат. Китай очень сильно вырос в области нефтегаза за последние десять лет благодаря правильному подходу государства, его активному участию. А у нас все-таки бизнес сам по себе этим занимается. Поэтому у нас не та скорость развития», - подчеркнул генеральный директор АО «Ямалпромгеофизика».
Собеседник Mashnews выразил надежду на ужесточение госполитики в области импортозамещения – тогда нефтегазовый сектор быстрее станет независимым.
По мнению Дмитрия Касаткина, на текущий момент введение нацрежима в нефтесервисе грозит снижением качества услуг и просадкой в отдельных критических сегментах добычи.
«В качестве альтернативы такому режиму необходимо рассмотреть поддержку и отдельное внимание развитию производства высокотехнологичного оборудования в России, а также поддержку выхода отечественного сервиса на рынки Ближнего Востока, севера Африки и Азии. Постепенно создав ядро оборудования, услуг, компетенций, стандартов качества, сопоставимых с «большой четверкой», можно будет говорит о протекционизме», - резюмировал эксперт.