На заводах некому работать. Даже за большую зарплату
Дефицит инженерно-технических кадров только в оборонно-промышленном комплексе — 400 тысяч человек. Производители поднимают рабочим зарплату, но это не решает кадровой проблемы. Первичное образование может закрыть дефицит только на 15%. MASHNEWS разбирался, что с этим делать.
Надежды на пенсионеров нет
Санкции заставили российскую промышленность наращивать производство самой разной продукции. Однако оказалось, что производить её некому: не хватает рабочих, специалистов среднего звена и руководителей. Особенно острая проблема — с квалифицированными рабочими.
Кадровый кризис носит системный характер, и начался он не сегодня, отметили участники Петербургского международного образовательного форума, прошедшего с 24-го по 31 марта.
В 2022 году производственные предприятия, по данным hh.ru, опубликовали 650 тысяч вакансий. Но это лишь видимая часть айсберга: не все заводы и фабрики ищут сотрудников на этом ресурсе.
Дефицит инженерно-технических кадров только в оборонно-промышленном комплексе составил 400 тысяч человек, говорит Сергей Дмитриенко, вице-президент Санкт-Петербургского союза предпринимателей. Из них 180 тысяч — инженеры, остальные — рабочие и специалисты среднего звена.
Нехватка рабочих рук отмечается практически во всех сферах экономики, констатировали спикеры прошедшего в начале марта в Петербурге Международного форума труда. По данным Андрея Кутепова, председателя комитета Совета Федерации по экономической политике, на 1 сентября 2022 года по сравнению с сентябрём 2021-го количество работников в возрасте от 20 до 34 лет уменьшилось на 998 тысяч человек. Это без учёта объявленной прошлой осенью частичной мобилизации и релокации граждан в соседние страны.
При этом число вакансий на производстве за последние три года выросло на 10%, отмечает президент hh.ru Михаил Жуков. И хотя предприятия в 2022 году подняли зарплаты на 14%, желающих трудоустроиться мало: на одну вакансию приходится 1,8 резюме. Оптимальным считается уровень пять-шесть соискателей на вакансию.
«Кого привлекать на работу? Пенсионеров? Это сложный ресурс: здоровье не то, квалификация не всегда соответствующая. Надежда только на молодёжь», — считает Сергей Дмитриенко.
Все хотят быть блогерами
Анатолий Русин. Фото: КМЗ
Однако молодёжь пока не стремится оправдывать эти надежды: спрос на рабочие специальности среди абитуриентов невелик, отмечают эксперты Высшей школы экономики. Следуя за падением спроса, средние специальные учебные заведения (ссузы) снизили число мест для подготовки квалифицированных рабочих: с 580,5 тысячи человек в 2010 году до 158,1 тысячи — в 2021-м.
Генеральный директор Кингисеппского машиностроительного завода Анатолий Русин считает, что необходимо активнее популяризировать индустриальные специальности, так как дети выбирают для будущей работы те направления, которые они видят в окружающей их жизни, с экранов телевизора, в интернете.
«Вспомните 1990-е годы: кем хотело стать подавляющее большинство молодёжи? Бандитами. Дети впитывали это из окружающего мира. Сейчас происходит то же самое. Моему сыну восемь лет, я общаюсь с ним и его сверстниками. Кем они сейчас хотят стать? Блогерами. Они залипают в интернете, и их оттуда не вытащить», — поделился наблюдениями Анатолий Русин.
По его мнению, в основном молодёжь поглощает в интернете «информационный мусор». Если его заменить на полезную информацию, можно воздействовать на молодые умы и переориентировать профессиональные предпочтения в сторону индустриальных специальностей.
«Надо, например, создавать »залипательные« видео на темы, связанные с промышленностью, и распространять их среди ребят, чтобы они друг другу тоже пересылали. Нужно привлекать активных ребят», — считает Анатолий Русин.
Ближе к станку
Проблема ещё и в том, что существующая система образования не способна научить молодёжь тому, что нужно работодателям, считает Дмитрий Чернейко, председатель комитета по труду и занятости населения Петербурга.
Студенты вузов и колледжей очень слабо связаны со сферой, в которой им предстоит трудиться. «Надо, чтобы студент половину времени обучения проводил на предприятии. Возможно, он потом пойдёт работать на другое предприятие или откроет свой бизнес. Но если он не пройдёт такую практику на первом же курсе, он не будет понимать, куда попал и правильно ли выбрал направление», — поясняет Дмитрий Чернейко.
Обучение сейчас проводится без опоры на реальный сектор экономики, добавляет Александр Шестаков, гендиректор Первой мебельной фабрики, президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли России (АМДПР).
«Несколько лет назад, когда у нас работали студенты из Швейцарии, было заметно, что их квалификация несравнимо выше. В Швейцарии работа и обучение совмещаются: люди отучились, на год уходят на завод, а потом ещё доучиваются. При этом у нас в учебных заведениях зачастую готовят студентов на те профессии, которые уже неактуальны. А передовое современное оборудование, которое стоит на наших предприятиях, в глаза не видели не только студенты, но и даже многие преподаватели», — сетует Александр Шестаков.
Первичное образование не справится
По мнению Дмитрия Чернейко, сейчас не получится утолить кадровый голод только за счёт обучения в вузах и ссузах. «За счёт первичного образования можно закрыть только 10–15% потребности в кадрах. Проблему надо решать через систему дополнительного профессионального образования. Готовых кадров на рынке нет и не будет, независимо от оплаты труда», — уверен Дмитрий Чернейко.
С ним согласен Сергей Переслегин, директор Центра управления знаниями Международного НИИ проблем управления.
«Мы ещё в 2000-х говорили, что в 2020-х годах будет серьёзная нехватка квалифицированных рабочих. Но никто ничего не предпринимал. В результате сейчас более всего востребованы две категории сотрудников. Первая — люди с довольно низким образованием, которые могут делать простую, но крайне нужную работу. Вторая — люди со сверхобразованием, которые умеют буквально всё. Но система образования упорно поставляет людей со средним образованием, которые наименее востребованы», — поясняет Сергей Переслегин.
Он считает, что восполнить потребность в сотрудниках первой категории можно с помощью курсов, где людей в течение нескольких недель будут учить тому, что нужно работодателям прямо сейчас. Для подготовки специалиста второго типа (это, в частности, руководители, разработчики новых технологий и т.п.) потребуется лет десять обучения в вузе академического уровня. Это позволит дать небольшому числу специалистов то образование, которое крайне востребовано на рынке, считает Сергей Переслегин.
Заводы растят кадры
Фото: ОСК
Крупные предприятия имеют возможность своими силами готовить нужных им специалистов. Так, Кингисеппский машиностроительный завод в 2021 году открыл собственный Учебный центр. Обучение проводится на трёх производственных площадках в Петербурге и Ленинградской области. Центр также занимается профориентацией школьников: в этом году, например, на курсах профориентации старшеклассники смогут провести «тест-драйв» по 50 с лишним видам профессий.
В группе «Свеза» MASHNEWS рассказали, что компания рассчитывает потребность в кадрах на несколько лет вперёд и начинает профориентационную подготовку будущих специалистов с малых лет. Так, в посёлке Уральский (Пермский край) сотрудники «Свезы» проводят открытые занятия «Дед бобёр и фанерный чемодан» для воспитанников местного детского сада. В игровой форме дети знакомятся с производством фанеры. В 2022 году на базе Центра детского досуга в Мантурове Костромской области компания открыла класс робототехники. Занятия в нём бесплатные. В этом году в посёлке Понтонный (Санкт-Петербург) для детей от шести лет будет запущена программа «Искатели профессий».
Александр Шестаков рассказал, что на его предприятии для молодых специалистов работает учебный центр, который помогает им адаптироваться на производстве. Студенты Петербургской лесотехнической академии проходят на фабрике практику и готовят дипломные работы. «Некоторые после окончания учёбы остаются работать на предприятии, и им значительно проще, поскольку они уже знают, как всё устроено», — говорит Александр Шестаков.
Фабрика также поддерживает связь с Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией имени А.Л. Штиглица и колледжем отраслевых технологий «Краснодеревец». Чтобы популяризировать профессию, по инициативе АМДПР проводится отраслевой чемпионат специалистов мебельной и деревообрабатывающей промышленности WoodWorkingSkills.
Однако легкомысленно надеяться, что промышленность самостоятельно решит все свои кадровые проблемы, считают эксперты. Надо коренным образом переписать учебные программы вузов и ссузов, чтобы готовить нужных работодателям специалистов. Разговоры об этом идут уже не первое десятилетие.