01 июля 2025 10:44
читать 5 минут

На российском рынке производства бутилированного подсолнечного масла готовится значительная сделка

Крупному производителю продуктов питания ГК «Эфко» удалось получить разрешение ФАС на выкуп у Exoil Group ООО «Масленица», бывшей «дочки» американской Bunge. С приобретением актива стоимостью более 16 млрд руб. «Эфко» перейдут права на бренды растительного масла «Олейна» и Ideal.

Маслоэкстракционный завод «Масленица» в Колодезном. Фото: Ирина Коротких/бизнес-издание «Абирег».

Сделка может сделать «Эфко» крупнейшим производителем бутилированного подсолнечного масла в России.

Совладелец Exoil Group Карен Ванецян пояснил изданию «Коммерсантъ», что решение о продаже «Масленицы» связано с планами сконцентрироваться на экспортном бизнесе, отказавшись от работы на локальном рынке. Продавать другие мощности в России Exoil Group пока не планирует.

«Эфко» подтвердила то, что получила разрешение ФАС на сделку по приобретению производственной площадки ООО «Масленица» в Воронежской области.

Руководитель департамента M&A инвестфонда BGP Capital Иван Пешков предполагает, что рыночная стоимость «Масленицы» — 16–17 млрд руб. Оценка инвестбанкира Ильи Шумова — 18–20 млрд руб.

  • ООО «Масленица» — бывший актив американской Bunge в России. Компания существует с 2004 года и до 2023 года называлась «Бунге СНГ». Затем бизнес был продан Exoil Group. Согласно СПАРК, сейчас Карен Ванецян владеет 0,1% долей в «Масленице». 99,9% находятся на балансе ООО «Агроинвест». В этой структуре 68,6% долей принадлежат катарской «КГА Холдинг ЛЛС», которую на рынке связывают с Exoil Group. 31,4% долей в ней 14 апреля получило АО «Эфко продукты питания» (структура ГК «Эфко»). Выручка «Масленицы» в 2024 году составила 32,4 млрд руб., увеличившись на 23,9% год к году. Чистая прибыль при этом сократилась на 18,7%, до 2,8 млрд руб.
  • ГК «Эфко» — один из крупнейших в России производителей продуктов питания. Основными владельцами бизнеса считаются Валерий Кустов, Евгений Ляшенко и Владислав Романцев. Согласно рейтингу Infoline Food & Drink, в 2024 году выручка «Эфко» составила 344 млрд руб., прибавив 23% год к году. Уступала по этому показателю группа только российскому подразделению PepsiCo.

«Масленица» развивает маслоэкстракционный завод в поселке Колодезный Воронежской области. Bunge вложила в этот проект $130 млн. Элеватор для строительства в 2006 году был выкуплен у структур ГК «Эфко». Сейчас предприятие может перерабатывать 2,1 тыс. тонн подсолнечника в сутки, выпуская в год 200 млн бутылок масла. «Эфко» планирует увеличить мощность до 2,6 тыс. тонн семечки в сутки, пояснили изданию в компании. В числе других ключевых активов «Масленицы» — потребительские бренды «Олейна» и Ideal, которые также войдут в периметр сделки с «Эфко».

Фото: «Эфко».

По данным, приведенным в годовом отчете «Русагро», в 2024 году на долю «Эфко» пришлось 10% произведенной в России бутилированной продукции. Сейчас в портфеле «Эфко» бренды «Слобода» и Altero, после добавления к ним «Олейны» и Ideal рыночная доля вырастет до 27%, считают в самой группе. Новые марки компания планирует выпускать в том числе на производственной площадке Тольятти.

По данным исследовательской компании NTech, в 2024 году самыми продаваемыми в рознице брендами растительного масла стали «Слобода» (14,8% натуральных продаж), «Золотая семечка» (10,7%), Altero (9,1%) и «Олейна» (6,6%). Доля Ideal — 1,4%.

Производство подсолнечного масла в январе—мае 2025 года снизилось на 17% год к году, до 3,7 млн тонн, подсчитали в консалтинговом агентстве OleoScope. Непосредственно в мае падении составило 21% год к году. Аналитики отмечают, что маржинальность переработки подсолнечника остается отрицательной из-за высокой стоимости сырья и роста экспортных пошлин: в апреле она составила минус 11%. 

«Из-за высокой цены на семечку, дорогих кредитов и сильного рубля у маслозаводов сейчас положение не самое хорошее»,— констатирует Иван Пешков. 

По его словам, спрос внутри России полностью обеспечен и производители во многом ориентированы на экспорт в Египет, Китай, Турцию, Индию. Хотя поставки за рубеж из-за низкой рентабельности сейчас сокращаются. 

Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!