03 декабря 2024 17:26
читать 12 минут

На разведку нужен триллион. Иначе нефти не будет

Чтобы сохранить уровень добычи нефти и газа в России на нынешнем уровне, необходимо вложить в разведку ископаемых более триллиона рублей. Государство готово профинансировать только 5%. Нефтедобытчики хотят снижения налогов.

А мы пойдем на Север

Добыча нефти и газа на эксплуатируемых месторождениях падает. Приоритеты следует сосредоточить на доразведке в районах основного промысла и двигаться дальше на Север. Государственно-частное партнерство по организации геологоразведки развивать необходимо, но основные инвестиции в отрасль должен направлять бизнес.

Такие тезисы были представлены на ежегодном совещании по актуальным вопросам нефтегазовой геологии, которое состоялось в середине ноября во Всероссийском научно-исследовательском геологическом нефтяном институте в Москве. 26 ноября ВНИГНИ опубликовал его итоги.

Доля государства в расходах на геологоразведочные работы по поиску углеводородов до 2030 года составит порядка 5 процентов – 52 млрд (это записано в федеральном проекте «Геология: возрождение легенды» и госпрограмме «Воспроизводство и использование природных ресурсов»). Основную часть расходов по поиску нефти и газа, как рассчитывают чиновники, профинансируют недропользователи. Общий бюджет на разведку на ближайшие 6 лет оценивается более чем в 1 трлн рублей.


Изображение из доклада Игоря Шпурова, ФБУ «ГКЗ»

Отсроченный эффект и образ будущего

Со времени открытия месторождения до начала промышленной добычи, как показывает практика,  проходит до 20 лет. Поэтому сегодняшние изыскания должны создать основу для промысла на десятилетия вперед, когда добывать нефть и газ будет сложнее и дороже.

Специалисты считают, что нефть и газ останутся востребованными на мировых рынках.

«Удвоение мирового ВВП к 2050 году приведет к росту потребления энергии как минимум на 30-35 процентов. Причем доля нефти будет снижаться, а газа – расти. Однако в горизонте 2050 года обеспеченность рентабельными запасами углеводородов составит не более 30 процентов. Поэтому необходимо вовлечение в добычу трудноизвлекаемых и нерентабельных запасов и продолжать поиск потенциально рентабельных», - отметил руководитель Госкомиссии по запасам полезных ископаемых (ФБУ «ГКЗ»), доктор технических наук, профессор Игорь Шпуров.

Развитие альтернативных источников идет не столь быстрыми темпами, какие прогнозировались. Надежды, которые были связаны с замещением углеводородного и в целом ископаемого топлива, не оправдались. Особенно это стало очевидным в последние два-три года. Нефть и газ останутся основой энергообеспечения до конца XXI века, их доля в мировом объеме энергопотребления не будет ниже 60 процентов при самом оптимистичном прогнозе роста сектора возобновляемых источников, говорит Игорь Шпуров.

Необходим новый цикл инвестирования в нефтегазовую отрасль, основанный не только на активном продолжении геологоразведочных работ, но и на создании технологий, которые позволяют вовлекать в разработку трудноизвлекаемые запасы, добавляет эксперт.

Расчеты по рентабельным запасам и перспективам их освоения у Госкомиссии и бизнеса в целом совпадают – Игорь Шпуров привел в сопоставлении данные «Лукойла». Для обеспечения запланированных в энергостратегии России до 2050 года уровней добычи нефти и газа необходимо обеспечить прирост рентабельных запасов: по нефти – на 7 млрд тонн по трудноизвлекаемым запасам (ТРИЗ) и 4 млрд тонн – за счет геологоразведки; по газу – на 11 трлн кубометров по ТРИЗ и 5 трлн кубометров по геологоразведке.

Разработка месторождений с трудноизвлекаемыми запасами возможна только с внедрением технических инноваций.


График из доклада И.Нестерова, МНП «Геодата»

Сибирь вне конкуренции

Основной поставщик углеводородов – Западная Сибирь. Ее недрам был посвящен целый ряд докладов конференции. К настоящему времени здесь открыто 912 месторождений углеводородов, около 400 из них в стадии доразведки.

Как сообщил генеральный директор Западно-Сибирского научно-исследовательского института геологии и геофизики Василий Морозов, не распределено еще 55 процентов площади фонда недр Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Она продолжит давать нефть и газ несколько десятилетий, но только при условии постоянной разработки и введения в строй новых мощностей.

В макрорегионе сейчас почти 1200 действующих лицензий, 320 – поисковых. Основные доказанные запасы в руках у крупных, вертикально интегрированных компаний, но поле для деятельности достаточно большое. Сейчас нужно уделить внимание периферийным участкам, многие из них хорошо проработаны.

«Чрезвычайно важно сохранить устойчивое финансирование изучения недр Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции как основного добывающего региона страны. Первоочередные объекты для разведки в 2025-2027 годах сформированы с учетом интересов пользователей недр. Проведение работ снимет геологические риски и стимулирует лицензионную активность на территории нераспределенного фонда», - подчеркнул генеральный директор Западно-Сибирского научно-исследовательского института геологии и геофизики Василий Морозов.

Только в ЯНАО и ХМАО на ближайшие год-полтора готовы для лицензирования 50 участков недр с общими разведанными и предварительно оцененными запасами более 170 млн тонн условного топлива, а также 1,9 млрд тонн – в подготовленных к бурению ловушках на территориях с доказанной промышленной нефтегазоносностью или в пока не вскрытых бурением в продуктивных пластах.

Государство забирает прибыль

Самые большие месторождения углеводородов в России уже открыты, новых таких не будет. Последние крупные и уникальные открытия сделаны в арктической зоне: на материке они постепенно осваиваются, а масштабные работы на шельфе – дело далекого будущего. До выхода на «экзотические» промыслы следует сначала провести работу над ошибками на уже пройденных геологами и добытчиками участках недр. Эту мысль высказал профессор Санкт-Петербургского горного университета, доктор геолого-минералогических наук Александр Жарков.

Ученый отметил, что интерес представляют участки недр, которые были пропущены или исследованы неверно. Особенно это касается Восточно-Европейской платформы, где, по его мнению, была ошибочно калькирована техника изучения кавказских месторождений углеводородов.

Вполне вероятно, что на территории Волго-Уральской нефтегазоносной провинции будут открыты новые и немалые запасы. Пример такого успешного поиска – крупнейшее в этом регионе Ромашкинское нефтяное месторождение.

Александр Жарков поддержал коллег в выдвинутых приоритетах на перспективу нефтегазодобычи в ближайшие десятилетия. Позиции научного сообщества, государства и промышленников не имеют принципиальных противоречий.

Но есть нюансы, о которых Mashnews.ru рассказал глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

«Нефтегазовые компании постоянно инвестируют в геологоразведку и технологии и продолжат это делать. Месторождения, которые разведываются сегодня, войдут в фонд добычи в 2040-х годах. Для финансирования действующих проектов и тем более для расширения проектного портфеля деньги нужны сегодня, сейчас. Необходимо подумать о том, чтобы, во-первых, уровень налоговых и неналоговых изъятий из отрасли как минимум не повышался – он и без того самый высокий во всей экономике. А во-вторых, нужно направлять эти средства не на текущие государственные задачи, а на перспективные, в том числе на сохранение и воспроизводство углеводородных запасов страны и их добычи в будущем. Тогда мы сможем не мечтать, а строить реальные планы с исполнением в горизонте нескольких десятилетий», - заключил эксперт.

Сейчас государство забирает в бюджет в среднем 76% прибыли нефтяных компаний, сообщали «Ведомости» со ссылкой на аналитический обзор SberCIB. За 10 лет нефтяники уплатили 67 трлн руб. налогов, а газовые компании – 22 трлн руб. Самая высокая нагрузка среди нефтяных компаний лежит на «Роснефти» (79% от доналоговой прибыли) и «Сургутнефтегазе» (77%), но и у других компаний сектора показатели сопоставимые и находятся в пределах от 71 до 73%..

Как заявлял этой осенью глава «Газпром нефти» Александр Дюков, «доля налоговых изъятий в российской нефтяной отрасли - одна из самых высоких в мире. Об этом говорит Игорь Иванович [Сечин], я с ним согласен. Это, конечно, создает дополнительные сложности для нас, в том числе при вовлечении в разработку сложных запасов».

По словам Дюкова, «Газпром нефть» выступает за помощь государства и гибкость со стороны бюджета, чтобы компания могла продолжать активно вовлекать трудноизвлекаемые запасы в разработку.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Минэнерго России ожидает в 2024 году небольшое снижение добычи нефти – до уровня 523 млн тонн и рост добычи газа – до 667 млрд куб. м. В 2023 году было добыто нефти и газового конденсата 530,6 млн тонн, газа – 636,9 млрд куб. м.
  • Прирост извлекаемых запасов за 10 месяцев 2024 года составил 286 млн тонн нефти и конденсата и 788,5 млрд куб. м. газа.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!